четверг, 21 мая 2015 г.

Навсегда среди людей


Среди писателей ХХ века Антуан де Сент-Экзюпери наиболее непосредственный и безыскусственный. Кто-то считает, что в нем трудно признать профессионального писателя, что он так и остался летчиком, рассказавшем о себе и о мире. Вместе с тем Экзюпери сделал больше других, чтобы упразднить границу между искусством и действительностью.
 Можно сказать, что Экзюпери дожил до нашего времени. Он не исчез. И занимает достойное место в истории минувшего столетия, место героя своего времени и замечательного оригинального писателя. 21 мая в ЦГБ им. И. П. Котляревского вновь открыл свои двери ретро видео салон "Забыть невозможно". На этот раз встреча была посвящена  115-летию со днярождения французского писателя А. де Сент-Экзюпери "Всегда на планете
людей". Автор и ведущая -  заведующая абонементом Валентина Клименко

 Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… так считал Сент-Экзюпери, которого друзья попросту называли Сент-Экс!

“Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство”, - говорил Экзюпери.

Он родился в Лионе 29 июня 1900 г. в графской семье старинного рода. Его предки были воинами и магнатами. Исторические писания содержат упоминания о них от 1235 года.Одна важная деталь сыграла решающую роль в судьбе Антуана. Сохранилось свидетельство, что предок древнего рода Экзюпери был рыцарем ордена Святого Грааля. Немногие могли попасть в число рыцарей Круглого Стола – лишь те, кто проявлял благородство души и мог противостоять соблазнам окружающего мира. Легенды о Граале вдохновляли многих поэтов и музыкантов. Несомненно одно – Антуан унаследовал дух своего предка. Его чистота, открытость и благородство, желание служить людям сыграли решающую роль в определении судьбы.

 Несмотря на графское происхождение, у отца будущего писателя уже не было ничего, кроме титула, и зарабатывал он на жизнь чиновничьим трудом. Он умер, когда Антуану было четыре года, оставив пятерых детей. Слайд 4 Но семью не постигли нищета – вдова жила с детьми сначала в имении матери, затем у богатой тети. Детство Антуана проходило среди зелени тенистых парков и веселых полян, в стенах старинных замков. 

Любовь Антуана к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе - заслуга матери. Да и сам он, от природы веселый, открытый ребенок, обладал многими дарованиями: сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощим на всякие выдумки и фантазии. Однако самой большой его страстью была техника, будто он родился с чувством новых ритмов и скоростей наступающей эпохи: малышом из жестянок мастерил телефон, в двенадцать лет изобретал аэроплан-велосипед, уверяя, что поднимется на нем в воздух под восхищенные крики толпы: "Да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!" Товарищи прозвали его звездочетом из-за любви к небу. В этом возрасте он уже в нем побывал – знаменитый французский авиатор Ведрин однажды взял его с собой в полет.



С 1909 г. Антуан учился в колледже Нотр-Дам де Сент-Круа, в городе Ле-Ман.

В годы Первой мировой войны его мать становится сестрой милосердия в госпитале и расстается с сыновьями, которые продолжают обучение в Швейцарии. Во многих письмах Антуана к матери мы находим свидетельство его нежной сыновней любви. 
 В 1917 г. Сент-Экзюпери возвращается во Францию и завершает среднее образование в Париже. Тогда он серьезно задумывается о своем будущем. И если до сих пор все жизненные проблемы за него решала мать, то теперь юноше приходится выбирать самому. Он решает стать морским офицером – романтика моря вполне соответствует его стремлению к благородству и рыцарству. Антуан сдает экзамены в Высшее военно-морское училище, но "проваливается" на любимой дисциплине – литературе. Вместо сочинения про патриотические чувства солдата – участника войны, он написал: "Я не был на войне и не хочу говорить со слухов". Эти слова были первым, хотя еще и неосознанным выражением того принципа, который впоследствии лег в основу творческого метода Экзюпери: писать можно только о том, что хорошо знаешь, что сам пережил, передумал.

Вскоре Антуан становится студентом Академии искусств, изучает архитектуру. Но в 1921 г. Сент-Экзюпери сознательно сходит с дороги, которая уготована ему как графскому сыну. Он покидает Париж, оставляет учебу в Академии искусств и записывается добровольцем в Страсбургский авиационный полк. Работает в авиаремонтных мастерских, затем учится пилотировать гражданские и военные самолеты, звание младшего лейтенанта присваивают ему осенью 1922 г. и назначают служить в 34-й авиаполк, что на парижском аэродроме Бурже. Однако через три месяца он попал в аварию, получил тяжелую травму и вынужден оставить службу. Чрезвычайно тяжелыми были для Сент-Экзюпери годы разлуки с летной профессией. Он служил в конторе кирпичного завода, затем – агентом по продаже грузовиков в автомобильной фирме; и лишь в 1926 г. вернулся в небо – работал в гражданской авиации на почтово-воздушной линии, которая соединяла Францию с Северной Африкой. Он летал с почтой в Касабланку, Дакар, затем был начальником аэродрома Кап-Джуби, затерянного в пустыне на южной границе Марокко. Он жил в полете...

Вся последующая жизнь Сент-Экзюпери отражена в его книгах. В 1929 г. он заканчивает свою первую повесть "Южный почтовый". Это его прощание с юностью и главный итог пережитого:здесь и пустыня, застывшая в своей внутренней динамичности, и молчаливое братство пилотов, и ненависть к одиночеству, и воспоминания детства, и хрупкий шорох эфира, несущий сквозь моря и горы человеческую надежду. И в центре — человек, частичка теплой жизни, хрупкое зернышко живого. В этом же году Сент-Экзюпери назначают на пост технического директора авиакомпании в Северной Америке. Он ставит перед собой цель – осуществлять почтовую связь в любое время в течение суток.
 Новизна идеи, острота чувства долга и личный риск создают драматический узел его второй повести – "Ночной полет".

В 1932-1937 годах Сент-Экзюпери находится на службе различных авиакомпаний, осуществляет перелеты в Северной Африке, Индокитае. Конец 20-х и 30-ые годы — это детство и отрочество авиации. На линиях летала еще очень несовершенная техника, плохо оснащенные самолеты. Каждый рейс сопровождался большим риском. Проверяя новые машины в труднейших природных условиях, Антуан не раз бывал на волосок от гибели. В последние дни 35-ого года он вместе со своим механиком отправился в дальний перелет из Парижа в Сайгон. В Ливийской пустыне самолет разбился. Эта пустыня — одно из самых страшных мест на Земле. Здесь так мало влаги в воздухе, что, если у человека нет запаса воды, он неминуемо гибнет уже через 18 часов. Двое суток он шел по пустыне, почти не надеясь на спасение. Шел, пока не иссякли силы… Его разбудил золотоволосый мальчик. Развеивая песок по ветру, мальчик сказал: «Когда тебе станет по-настоящему плохо, прилетай ко мне, на Звезду. Я знаю – ты прилетишь. Ведь ты одинок на этой планете…» Мальчик исчез, а умирающего от обезвоживания летчика подобрал караван торговцев, направлявшихся в Каир. Еще не до конца придя в себя, летчик услышал: «Слава Аллаху. Жив». Из этого полета, едва не кончившегося для Сент-Экзюпери смертью, он вынес удивительные впечатления.Ведь именно тогда у писателя родился замысел «Маленького принца». Книги, которую так полюбили дети и взрослые во всем мире.

 А перелет Нью-Йорк — Огненная Земля, который он совершал в начале 1938 года, кончился еще трагичнее: самолет разбился в Гватемале, Сент-Экзюпери неделю не приходил в сознание, у него было сотрясение мозга и множественные переломы костей. Но каждый раз он находил в себе мужество возвращаться к полетам. Несмотря ни на что Экзюпери был счастлив. Он верил в авиацию.

После аварии в Гватемале он проходит курс лечения в США. Там увидело свет крупнейшее его произведение – "Планета людей" (І939), которому была присуждена "Большая премия" Французской академии. Книга сразу привлекла к себе внимание читателей и критиков глубиной мысли, масштабностью событий, неразрывностью судеб в тяжелых испытаниях, безупречностью художественного вкуса.

В отличие от первых произведений писателя в "Планете людей" нет ни сюжета, ни вымышленных героев. Автор рассказывает о себе, о событиях, участником которых он был, о людях, с которыми приходилось встречаться, и эти люди в романе выступают под своими именами.

Рассказывая о невероятных приключениях, Экзюпери показывает нам безграничные возможности Человека, мужество и стойкость, силу духа. Эта книга учит нас преодолевать препятствия: «Неприятности у тебя будут, без этого не обойтись. А ты рассуждай так: летали же другие, они через это прошли, значит, и я смогу».


Это книга о настоящих людях, сильных духом и готовых к испытаниям. Это книга о любви к родным, к своему ремеслу, к природе, ко всему человечеству.… Это книга о счастье и свободе: счастливым можно стать, только осознав свою роль на огромной планете.

В один из тяжелых моментов жизни Экзюпери написал «Молитву». Эта Молитва напоминает о самых главных вещах в нашей Жизни, она очень глубоко затрагивает не только сердце, душу, но и разум. Ее еще называют искусством маленьких шагов.

С приходом немцев в Париж Экзюпери покидает Францию и вскоре оказывается в Америке, где впервые выходит в переводе на английский книга "Военный летчик".

В 1943 г. в Америке выходят в свет еще две книги писателя: "Письмо к заложнику" – произведение проникнуто глубокой верой в победу над врагом, и "Маленький принц" – трогательная, преисполненная тонкого лиризма сказка, которую полюбили и взрослые, и дети.

Своё произведение Экзюпери посвятил своему лучшему другу - Леону Верту. В чудесной сказке-притче «Маленький Принц» рассказывается о верности, дружбе, ответственности, об уважении к человеку. А главным её героем является Маленький принц.

В юности, когда мы стоим на пороге взрослой жизни, так важно иметь у себя в душе непоколебимые истины. Истины, которые стали бы путеводителями в жизни. Такими вечными истинами являются утверждения Маленького принца. Прилетев на Землю, этот маленький путешественник учит нас добру и состраданию.

Трудно до конца расшифровать все ходы этой мудрой и грустной сказки, трудно — да и вряд ли так уж необходимо. Мудрость и прелесть ее намеков состоит в том, чтобы даже в самые трудные мгновенья не терять веры в торжество добра. Не быть пассивным, драться за победу всего доброго и настоящего, не быть безразличным к тому, что творится в мире, даже если происходящее, казалось бы, не имеет к тебе прямого отношения. Вбирать в свое сердце весь мир, не дать погибнуть цветам, любить детей, сохранить в себе детскую чистоту взгляда на жизнь. Такой моральный урок — мягко, без навязчивой назидательности — преподает «Маленький принц» Все мы, живущие на Земле, очень похожи на Маленького принца, ведь у каждого из нас тоже только одна планета. Мы не можем выбрать себе другую, так же, как и Земля не может найти себе другое человечество.
В разгар Второй мировой войны, когда решалась судьба мира, голос писателя прозвучал, как призыв к людям осознать свое место на планете, во Вселенной и стать более человечными. В диалоге с автором Маленький принц учит простой мудрости отношения к миру: "Люди на твоей планете... выращивают пять тысяч роз в одном саду... и не находят того, что ищут... А то, что они ищут, можно было бы найти в одной – единственной розе, в глотке воды..." Любить мир и отвечать за его судьбу – значит чувствовать свою причастность ко всему, что тебе дорого. "Маленький принц" – последнее законченное произведение Экзюпери.

Пройдет всего пара лет со дня написания сказки — и сам автор, как Маленький принц, исчезнет с Земли. Он не вернется с боевого задания над той же Африкой, так и не дождавшись победы над фашистами, с которыми считал себя обязанным сражаться не только в книгах, но и в настоящих боях над землей, в небе.

Долгое время о смерти Антуана де Сент-Экзюпери было мало что известно. Его самолет вылетел с аэродрома на острове Корсика в разведывательный полет 31 июля 1944 года, однако так и не вернулся.

О том, что самолет и останки писателя покоятся на дне Средиземного моря, стало известно в 1998 году, когда местный рыбак обнаружил в своих сетях серебряный браслет, принадлежавший Экзюпери. На украшении было выгравировано имя писателя, имя его жены и нью-йоркский адрес издателя, выпустившего "Маленького принца".

Начались подводные поиски, и в 2003 году французский ныряльщик Люк Ванрель обнаружил в этом районе обломки самолета Экзюпери.

По версии исследователей, самолет упал в море на большой скорости и почти вертикально. В момент столкновения с водой произошел взрыв. Обломки машины разметало под водой на огромном пространстве. Ни одного из фрагментов останков так и не было обнаружено. Рядом с разбившимся самолетом был найден остов немецкого "мессершмита".

88-летний бывший летчик люфтваффе Хорст Рипперт признался, что 31 июля 1944 года над Средиземным морем неподалеку от Тулона он подбил самолет с французскими опознавательными знаками. Пилот говорит, что не видел лица человека, который сидел за штурвалом и что он никогда не стал бы стрелять в Экзюпери. Рипперт признается, что "надеялся и все еще надеется, что это был не он", потому что "в молодости мы все читали и обожали его книжки".

«Ты посмотришь ночью на небо, а ведь там будет такая звезда, где я живу, где я смеюсь, — и ты услышишь, что все звезды смеются» — не переставали повторять слова Маленького принца французы. Они много лет лелеяли миф о том, что Сент-Экзюпери просто исчез подобно своему сказочному герою.

Родился Антуан летом. И летом же, спустя сорок четыре года, не вернулся из своего последнего полета. И так хочется верить, что просто вечно юный Рыцарь Детства перенесся куда-то на свой астероид, чтобы продолжать ухаживать за розой, растить барашка, смотреть закаты и бороться с баобабами... И может быть, он еще вернется?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...