06 травня 2015

У войны не детское лицо

Ведущие встречи библиотекари абонемента
Марина Стоянова и Диана Хаджирадева
Так повелось, что каждый год в начале мая мы говорим о войне. О той страшной беде, которая охватила своими черными крыльями  миллионы и миллионы людей во многих странах. Горе и страдания принесла та страшная война людям. Но сложно даже представить себе, что пришлось пережить детям. 

6 мая Измаильской ЦГБ им. И. П. Котляревского состоялся час памяти «У войны не детское лицо» (в рамках областного смотра –конкурса «Патріотизм – код нації і поклик власної душі»)


Во время войны детям сложнее, чем взрослым. Они не понимали, почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется, есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детских почему? Но детским чутьем они понимали, что пришла беда. Большая беда. На хрупкие детские плечи легла тяжесть военных невзгод и бедствий. В те страшные, горестные годы дети быстро взрослели.

Фашизм угрожал всему миру, его существованию, его грядущему. От победы над ним зависела судьба всех поколений, которым предстояло появиться на свет: будут они жить или канут в небытие, будут свободными людьми или рабами! Сознавая это, люди встали на смертный бой.

Тяжкие испытания выпали на долю детей прошедших застенки концлагерей. Их самые страшные детские воспоминания связаны с 1941-1943 годами, когда фашисты бесчинствовали на оккупированных территориях: расстреливали мирное население, сжигали в собственных домах и сараях, сгоняли на принудительные работы. Детей увозили вместе с родителями – кого в концентрационные лагеря, кого на принудительные работы в Прибалтику, Польшу, Германию или Австрию.
Удобные закладки - рекомендательные списки литературы
и кинофильмов о войне для юношества
Фашисты пригнали в концлагеря тысячи детей. Оторванные от родителей, испытали все ужасы и зверства фашистов. Большинство из них погибло в газовых камерах. День и ночь дымили крематории лагерей смерти на территории самой Германии и на территориях оккупированных государств. Словно черная сыпь, покрыла тело Европы сеть этих лагерей. Вот самые известные из них:

-Аушвиц-Освенцим (был создан в Польше в мае 1940 года, в нем было уничтожено до 4 млн. человек, освобожден в январе 1945 года войсками  1-го Украинского фронта.)

-Бельцек (находился неподалеку от города Люблин, в нем содержались в основном евреи, на которых впервые был использован газ «циклон-Б».)
-Биркенау (находился недалеко от Аушвица, особый центр по уничтожению русских)

-Бухенвальд (создан в 37-ом, погибло более 300 тыс. чел.)

-Дахау (находился неподалеку от Мюнхена, первый опытный полигон, проведено более 500 экспериментов над живыми людьми.)

-Озаричи (Гомельская обл., Белоруссия, погибло более 20 тыс. человек)

-Равенсбрюк (спецлагерь для женщин, поставлено 56 тыс. медицинских экспериментов, сдирали кожу для дамских сумочек истинных ариек и волосы для париков)-Салапсис (Латвия, содержались в основном дети, сдавали кровь для раненных немецких солдат. С матерями-узницами в лагере дети находились недолго. Немцы выгоняли всех из бараков и отбирали детей. От горя матери сходили с ума. Детей в возрасте до 6 лет собирали в отдельном бараке, где не заботились о лечении, а усугубляли болезни купанием, после чего дети умирали за 2-3 дня. Выжившие подвергались отравлению мышьяком. Детей грудного возраста держали в отдельных бараках, делали им вспрыскивание какой-то жидкости, после этого дети погибали. Давали детям отравленную кашу и кофе. Умирало до 150 детей в день!





10 июня 1942 года войска СС окружили г. Лидице; всё мужское население старше 16 лет (172 человека) было расстреляно. Лидицкие женщины (172 чел.) были отправлены в концентрационный лагерь Равенсбрюк (из них 60 погибли в лагере). Из детей (105 чел.) были оставлены дети возрастом до одного года и дети, годные для онемечивания. Остальные (82 чел.) были уничтожены в лагере смерти близ Хелмно, еще 6 детей умерли. Все строения посёлка были сожжены и сравнены с землёй. К утру 11 июня посёлок Лидице представлял собой лишь голое пепелище.

Дети погибли, но память о них останется в виде памятника около деревни Лидице, созданного в натуральную величину скульптором Мари Ючитиловой. 82-е бронзовых статуй, 40 мальчиков и 42 девочки, смотрят на нас и напоминают о резне устроенной нацистами... Эта участь постигла много сел и деревень, среди них и белорусская Хатынь.

В память об этих и многих других детях, расстрелянных фашистами, известный татарский поэт Мусса Джалиль, зверски замученный в гестаповских застенках, написал стихотворение «Варварство».




У детей войны фронтом был еще и тыл. А тыл работал под девизом: «Все для фронта, все для победы». Это «все» делали в основном женские и детские руки. Чтобы помочь фронту, были мобилизованы все силы и ресурсы. Заводы эвакуировались глубоко в тыл и перестраивались на военный лад. На фабриках и заводах, где когда-то производились холодильники, начали делать бомбы, патроны и гранаты. Работали в несколько смен круглосуточно.

Слово очевидцу тех страшных лет, нашей гостье Валентине Григорьевне Чувакиной. 

Из воспоминаний детей:

« Я работал 29 часов подряд. За это наградили сутками отдыха и "коммерческим" обедом, куда входили суп, пшенная каша, чай и двести граммов хлеба».

«Работали мы по 12-16 часов в день. В цехах было очень холодно, потому ходили все время в телогрейках».

Львиная доля трудностей и забот легла на плечи жителей села. Значительная часть трудоспособного населения деревни ушла на фронт.
Армия забирала практически все: технику, лошадей, автомобили, поэтому большую часть работы крестьяне выполняли вручную. Мальчики шли за плугом, девочки погоняли волов, работали по обслуживанию молотилок, а также прицепщиками. Работали за еду. Безопасность ребенку никто не гарантировал. Уровень урожайности сокращался, практически все, что могли собрать, сельчане отдавали фронту, оставляя себе лишь малые крохи для поддержания сил.




 Дети 40-х, дети которые знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, хлебом с примесью мякины, сена, соломы, коры кореньев, желудей, семян лебеды. Привычной пищей была картошка, ее варили и запекали в углях. Ее, чищенную ели только весной, потому что кусочек картофеля с глазком надо было посадить.

По подсчетам во Второй Мировой войне погибло 13 миллионов детей! Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час - 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

Тринадцать миллионов детских жизней

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого погибшего ребенка, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет.

Немає коментарів:

Дописати коментар