01 червня 2017

Лесная застава

В марте 2017 отдел культуры Измаильского городского совета, Измаильская централизованная библиотечная система для взрослых и общественная организация "Право на будущее" присоединились к проекту по интеграции и психосоциальной поддержки детей из числа ВПО «Мы едины», который выполняет в Одесской области общественная организация «Ассоциация «Ренессанс Одессы»
Проект осуществляется при финансовой поддержке Европейского Союза в рамках проекта «Новое жилье: интеграция и психосоциальная поддержка внутренне перемещенных детей в г. Киеве и Одесской области»

С 26 апреля по 10 мая 2017 шестеро деток ВПО и сопровождающая – библиотекарь Диана Хаджирадева в рамках проекта поехали в детский лагерь отдыха, оздоровления, психологического развития и реабилитации «Лесная Застава» под Киевом.

Ребята и Диана вернулись домой, наполненные позитивными эмоциями.

Для нашего блога Диана Хаджирадева составила подробный отчет о прекрасном времени, проведенном в лагере. Ей слово:

"Мне выпала замечательная возможность побывать в замечательном месте под названием «Лесная Застава». Это психологический реабилитационный лагерь для детей, видевших войну «в лицо», детей переселившихся из зоны АТО, и детей, чьи отцы защищают нашу страну.
Лагерь находится в «глубоком» лесу, далеко от трассы и близлежащих сел. Чистый воздух, густой хвойный лес и березовые рощи просто завораживают своей красотой. Очень правильно, наверное, такой необычный лагерь разместить в таком необычном для лагерей месте. Вдали от жизненной суеты у детей была прекрасная возможность слиться с природой и отпустить все свои страхи и волнения.



Для меня пребывание в таком лагере было впервые, и я адаптировалась и привыкала ко всему, так же как и дети. Хоть я и была куратором (вожатым) в лагере, но это ничем не отличало меня от детей. Правила и внутренний порядок для всех одинаковый. Люди, которые с нами работали (кураторы)– это волонтеры, которые делают доброе дело не «за зарплату», а по зову души.

Утро начиналось в 7.45 с веселой и задорной музыки, которая служила горном «подъем». Мое утро начиналось с пробежки и пения лесных птиц. Просыпались все на живой зарядке. Каждый день она была разной и каждая по-своему увлекательной. Больше всего мне запомнилась зарядка «под куполом», который подарили детям волонтеры. Этот купол был похож на парашют, игры вокруг него и под ним были живые, веселые и озорные. Такое озорство и веселье пробуждало хорошее настроение. И это служило долгому сохранению заряда бодрости на весь день.

Каждый день был новым, непохожим друг на друга. По утрам вывешивали расписание, в котором мы могли знакомиться с планом мероприятий и занятий на день. Это были всевозможные квесты, подвижные игры и «думающие» занятия, мероприятия, требующие командной подготовки, волонтерская программа и мастер-шеф.

Итак, начнем с самого начала.

Всех приехавших детей (63 человека) поделили на 4 команды (отряды): Зеленые, Салатовые, Красные и Фиолетовые. Это были дети из Одесской области: Измаил, Болград, Березовка и Котовск (Подольск)- интернат. Их распределили по командам психологи, предварительно пообщавшись с родителями каждого ребенка.

Меня определили в команду Зеленых. К каждой команде прикрепили по 2 куратора. Я была вторым. Наша команда была с Виталиком. Изначально оговаривалось детьми то, что обращаться к вожатым можно по имени, никаких отчеств, невзирая на возраст и положение. Это изначально убирает рамки для сближения детей с кураторами. Некоторые называли и на «ты». Это тоже приветствовалось. И даже принималось на «ура». Значит, ребенок чувствует себя с вами легко и непринужденно.

Самое неприемлемое для всех детей с первого же дня было то, что все гаджеты пришлось сдать. Для молодого поколения лишение выхода в другое измерение и сетевого общения было шоком. Это сделали с той целью, чтобы научить детей «живому» общению, учиться видеть окружающую среду. Оторвав глаза от гаджета, увидеть таких же детей, как ты, с их болью и радостями, похожими на твои, понять, что ты не один такой. Полчаса в день (18.30-18.30) дети могли пообщаться с родными и близкими, рассказать о мероприятиях, поделиться впечатлениями.

Отношения в нашей команде строились нелегко и не сразу. Я педагог по образованию и у меня есть опыт работы с детьми разных слоев населения. Поиск подхода к каждому ребенку для меня не ново. Но, признаться честно, мне было нелегко. Были и открытые к общению изначально, а были и абсолютно «закрытые» и противоречивые дети(из интерната). В построении отношений с такими детьми мне помогали опытные психологи. Их советы для меня были очень ценны. Нужно было набраться терпения и осторожно выждать тот период, когда они присматривались ко всему и ко мне: насколько можно мне доверять, и насколько мне небезразлично их участие в жизни лагеря, нашей команды и небезразличны и они лично.

Командное общение началось со знакомства друг с другом в команде. Это проходило в виде игр: «Меня зовут…» с передачей мяча или хлопков, «Скульптор», «Таксист-водитель». На которых детям приходилось не только запомнить имя каждого участника команды, но и учиться им доверять. Это было весело. Знакомство и изучение каждого участника как человека, конечно же, продолжалось и в процессе выполнения различных командных заданий и подготовке к мероприятиям.

Кроме того, нужно было ознакомить детей с территорией лагеря. Провели это весело и живо в виде квеста «Лесная фея». У каждой команды была карта, на которой схемой движения обозначен их путь. Символично были названы все пункты прибытия: футбольное поле, скай-парк, границы лагеря, беседки, конюшня, столовая, штаб.

На каждом пункте прибытия им «мудрец» рассказывал о правилах и требованиях на его территории. Кроме того, им дали выбрать по 3 предмета, которые, на их взгляд, им понадобятся в путешествие на остров. Главная роль этих предметов, активизировать участников команды и умение договориться было важно: кто и в какой поочередности их будет нести и не растерять в путешествии. Квест по той же территории «Случай в лесу» научил детей оказывать первую помощь при получении каких-то травм. Спасали утопающего, накладывали повязки, фиксировали сломанную ключицу, быстро реагировали на аллергическую реакцию на что либо. Такие квесты очень обогатили знаниями и сблизили детей. Стремясь прийти первыми, дети с интересом преодолевали все препятствия."
Продолжение следует
Лесная застава 2
Лесная застава 3
Лесная застава 4
Лесная застава 5
Лесная застава 6

Немає коментарів:

Дописати коментар