14 октября, в библиотеке им. И.П. Котляревского состоялось мероприятие - литературно-кулинарный микс "Де козак - там і слава", посвященное Дню Украинского казачества.
Гости мероприятия – лицеисты Измаильского военно-морского лицея.
Через века пронесли казаки свою
самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».
Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах.
Отрывок из спектакля "До мирового" классика украинского юмора Леонида Глибова в исполнении образцового театра ДШИ имени Сергея Малаховского "Чародеи" |
С длинными усами на верхней губе, с роскошным оселедцем, или чупрыной, на темени, в барашковой остроконечной шапке на голове, вечно с люлькой в зубах, истый запорожец всегда смотрел как-то хмуро, вниз, исподлобья, посторонних встречал на первых порах неприветливо, отвечал на вопросы весьма неохотно, но затем мало-помалу смягчался, лицо его постепенно во время разговора принимало веселый вид, живые проницательные глаза загорались блеском огня, и вся фигура его дышала мужеством, удальством, заразительною веселостью и неподражаемым юмором.
Во внутренних качествах запорожского казака замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, считающим войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих врагов, запорожские казаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим соратникам по ремеслу. Хищные, кровожадные, невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле ненавистного им ляха или презренного басурмана, запорожские казаки у себя считали простое воровство какой-нибудь плети или пута страшным уголовным преступлением, за которое виновного казнили смертною казнью.
Светлую сторону характера запорожских казаков, составляли - их благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе, столь высоко ценимой в Запорожье, что, по казацким правилам, грехом считалось обмануть даже черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме того, светлыми чертами характера запорожских казаков были высокая любовь их к личной свободе, по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству; глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням"; простота, умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту или в разных безвыходных случаях и физических недугах. В отношении к захожим и заезжим людям запорожские казаки всегда были гостеприимны и страннолюбивы.
Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Без войны казак - не казак, без войны рыцарь не рыцарь. Казак не столько не боялся, а любил войну. Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою.
Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.
В свободное от походов время запорожские казаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки и попыхивая из них дымком. Люлька для казака первое дело.
Запорожские казаки в мирное время были не прочь предаться разгулу и бражничеству, однако они не были похожи на тех жалких пьяниц, которые пропивали свои души в черных и грязных кабаках и которые теряли в них всякий образ и подобие созданий божьих: рыцарь даже и в попойках оставался рыцарем. Предаваясь широкому и неудержимому разгулу, казак тем самым выказывал особого рода молодечество, особый взгляд на жизнь человека, вообще напрасно обременяющего себя трудом и заботами и совершенно не понимающего истинного смысла жизни - существовать для веселья и радости. А еще в мирное время казаки любили поразмять соскучившиеся по физическому напряжению мышцы и военному азарту души. Поэтому часто на сечи затевались игровые соревнования.
Ребята пробуют себя в качестве кашеваров |
Когда на Сечи появлялся «новый» молодой казак, для него устраивалось испытание, сможет ли тот сварить кашу. Если каша не сырая и не пригоревшая, испытание считалось пройденным и «новенький» принятым в казаческое братство.
Рассказ библиотекаря читального зала Тамары Степаненко о казацких кулинарных изысках сопровождают слайды с иллюстрациями аппетитной еды.Для разгулявшегося аппетита кадетов предусмотрительные библиотекари наготовили настоящей казацкой еды - бутербродов с салом!
Фото на память возле книжной выставки "Рыцари воли", посвященной Дню Украинского казачества
Немає коментарів:
Дописати коментар