15 жовтня 2014

Где казак, там и слава



14 октября, в библиотеке им. И.П. Котляревского состоялось мероприятие - литературно-кулинарный микс "Де козак - там і слава", посвященное Дню Украинского казачества.

Гости мероприятия – лицеисты Измаильского военно-морского лицея.




Через века пронесли казаки свою
самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Днепра, Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.
 
Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах.

 Отрывок из спектакля "До мирового"  классика украинского юмора Леонида Глибова в исполнении образцового театра ДШИ имени Сергея Малаховского "Чародеи"
По внешнему виду, и по внутренним качествам запорожские казаки, в общем представляли собой характерные типы своей народности и своего времени. По описанию современников, они были большею частью роста среднего, плечисты, статны, крепки, сильны, на вид полнолицы, округлы и от летнего зноя и степной спеки смугловаты".
С длинными усами на верхней губе, с роскошным оселедцем, или чупрыной, на темени, в барашковой остроконечной шапке на голове, вечно с люлькой в зубах, истый запорожец всегда смотрел как-то хмуро, вниз, исподлобья, посторонних встречал на первых порах неприветливо, отвечал на вопросы весьма неохотно, но затем мало-помалу смягчался, лицо его постепенно во время разговора принимало веселый вид, живые проницательные глаза загорались блеском огня, и вся фигура его дышала мужеством, удальством, заразительною веселостью и неподражаемым юмором.

Во внутренних качествах запорожского казака замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, считающим войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих врагов, запорожские казаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим соратникам по ремеслу. Хищные, кровожадные, невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле ненавистного им ляха или презренного басурмана, запорожские казаки у себя считали простое воровство какой-нибудь плети или пута страшным уголовным преступлением, за которое виновного казнили смертною казнью.

Светлую сторону характера запорожских казаков, составляли - их благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе, столь высоко ценимой в Запорожье, что, по казацким правилам, грехом считалось обмануть даже черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме того, светлыми чертами характера запорожских казаков были высокая любовь их к личной свободе, по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству; глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням"; простота, умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту или в разных безвыходных случаях и физических недугах. В отношении к захожим и заезжим людям запорожские казаки всегда были гостеприимны и страннолюбивы. 

Война для казака была столь же необходима, как птице крылья, как рыбе вода. Без войны казак - не казак, без войны рыцарь не рыцарь. Казак не столько не боялся, а любил войну. Он заботился не только о том, чтобы спасти себе жизнь, сколько о том, чтобы умереть в бою.

Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы.

В свободное от походов время запорожские казаки любили, лежа на животах, побалагурить, послушать рассказы других, держа при этом в зубах коротенькие люлечки и попыхивая из них дымком. Люлька для казака первое дело.

Запорожские казаки в мирное время были не прочь предаться разгулу и бражничеству, однако они не были похожи на тех жалких пьяниц, которые пропивали свои души в черных и грязных кабаках и которые теряли в них всякий образ и подобие созданий божьих: рыцарь даже и в попойках оставался рыцарем. Предаваясь широкому и неудержимому разгулу, казак тем самым выказывал особого рода молодечество, особый взгляд на жизнь человека, вообще напрасно обременяющего себя трудом и заботами и совершенно не понимающего истинного смысла жизни - существовать для веселья и радости. А еще в мирное время казаки любили поразмять соскучившиеся по физическому напряжению мышцы и военному азарту души. Поэтому часто на сечи затевались игровые соревнования.


Ребята пробуют себя в качестве кашеваров
Сичевые казаки, по своей жизни и по чистоте нравов считали себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сечь не допускались женщины, будет ли то мать, сестра или посторонняя женщина для козака. Но как же они обустраивали свой быт? Например, как готовили для себя пищу?
Когда на Сечи появлялся «новый» молодой казак, для него устраивалось испытание, сможет ли тот сварить кашу. Если каша не сырая и не пригоревшая, испытание считалось пройденным и «новенький» принятым в казаческое братство.
Рассказ  библиотекаря читального зала Тамары Степаненко о казацких кулинарных изысках сопровождают слайды с иллюстрациями аппетитной еды.
 Для разгулявшегося аппетита кадетов предусмотрительные библиотекари наготовили  настоящей казацкой еды - бутербродов с салом!


 Фото на память возле книжной выставки "Рыцари воли", посвященной Дню Украинского казачества


Немає коментарів:

Дописати коментар