И вновь потрясающее открытие - молоденькая девушка, уроженка нашего любимого Измаила, Наталия Хмелева. Филолог, философ, поэтесса. Наталья, скажем так, не согласна с пошлостью, пропитавшей культуру, с которой мы сталкиваемся каждый день: популярные стихотворения, банальные и очевидные истины, социальные сети. И с пошлостью, проникшей в нашу жизнь - изначально чистую и радостную. И очень верит в Бога и Богу. Я совсем не много знаю об этой девушке, но читала ее стихи, и скажу вам честно - мне понравилось! Читайте...
В конце путей
На бессильном дне
покоится, спит вода.
А над ней клубятся
дивные города,
Их бросают люди,
чтобы уплыть туда,
где свершится
таинство.
И однажды аист, в
клюве неся Христа,
Распахнет окно,
и в нем загорит
звезда:
Незнакомый свет, в
котором-
нет, неспроста-
Поневоле плавятся..
Но каких племен
уходят, бредут отцы
В эти земли новые, в
этот иной язык?..
..О, Иосиф,
брат, в конце своих
злых путей
Жди от
здешних птиц
чуть-чуть не
своих детей.
***
Брошенным чудом
в песчаном хаосе белом
вменяет улитка себя рассматривать после дождя.
Смотри, отец,как легка ее ноша, но медленно тело,
Как ее с миром связывает рецептор,
(Нежный, трусливый) как ее брюшко цепко,
Как изъеденный ею лист, шелестя,
сбрасывает обузу на дно ладони -
а она бежит в свой утробный домик,
и под врожденной крышей,смешной и тонкой,
превращаясь вдруг в твоего ребенка,
слушает, как над ней
небеса летят.
Лик человекообразный моим несчастьем
станет в тот день,отец, когда оборвешь
со-бытие, -умирание и со-участие
Между землей и тобой, превратившимся в дождь.
Ведь с этих пор мы, немые и дикие к слову,
Станем молиться Сварожичу-Дый-Коляде,
Детям, хозяйствам, телам- но не первооснове
Палок, плугов,стариков и детей, лошадей,
всяких сластей, и людей, и еще не людей.
Здравствуй в неведомых землях,на диких просторах,
в горьких плодах недоступных червишкам садов,
в вечном влечении,скорых и радостных спорах
дивных растений,симфониях животов,
музыке нутряного и дикого танца,
в акте которого каждый рождается в мир,
В той между нами-
оплаканной нами-дистанции,
Из-за которой
мы стали людьми.
вменяет улитка себя рассматривать после дождя.
Смотри, отец,как легка ее ноша, но медленно тело,
Как ее с миром связывает рецептор,
(Нежный, трусливый) как ее брюшко цепко,
Как изъеденный ею лист, шелестя,
сбрасывает обузу на дно ладони -
а она бежит в свой утробный домик,
и под врожденной крышей,смешной и тонкой,
превращаясь вдруг в твоего ребенка,
слушает, как над ней
небеса летят.
Лик человекообразный моим несчастьем
станет в тот день,отец, когда оборвешь
со-бытие, -умирание и со-участие
Между землей и тобой, превратившимся в дождь.
Ведь с этих пор мы, немые и дикие к слову,
Станем молиться Сварожичу-Дый-Коляде,
Детям, хозяйствам, телам- но не первооснове
Палок, плугов,стариков и детей, лошадей,
всяких сластей, и людей, и еще не людей.
Здравствуй в неведомых землях,на диких просторах,
в горьких плодах недоступных червишкам садов,
в вечном влечении,скорых и радостных спорах
дивных растений,симфониях животов,
музыке нутряного и дикого танца,
в акте которого каждый рождается в мир,
В той между нами-
оплаканной нами-дистанции,
Из-за которой
мы стали людьми.
Обновление
О как законно,
женщины, мы нищаем
Телом, и видим слабо,
и ходим медленно.
Старение кокона бодро
оповещает
О новой памяти, данной девчонке ветреной
В одном из будущих
страшных больших времен
Где,как
младенец,больше не помня прошлого,
Она взлетит, и в
крыльях случится звон,
И рухнет кокон
на пол глупейшей ношею.
Полны ничьих невидимых безделушек
Музеи мира: вышивки, вазы, ткани…
Взлетай,сестра,возьми
и меня, старушку
Туда, где мы
становимся мотыльками.
Если девочки смотрят
вверх
Если девочки смотрят вверх,
То видят сквозь
облака.
Там небесный
князь уже снарядил коня.
День дождлив и сер,
Или багрян закат-
Они с князем делят
сердце любого дня.
Сколько глупостей
есть,
А ты зажигай очаг,
Пусть огонь согреет
суженого, и он
Высоко, где холодно,
Тоже заварит чай,
Высоко, где пусто,
В твой окунется сон.
И с порога, к
счастью, виден его маршрут.
От начала мира,
Веришь, он был один.
Когда князь встает-
Люди за ним встают.
Когда князь заходит,
люди заходят с ним.
…Близко небесный князь,
Весело жить одной.
Будешь невестой,
глазки - как два колодца.
Только в конце времен -
Станут его женой
Девочки,
засмотревшиеся на солнце.
О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ
Было время,
когда я пыталась уйти от языка в какой-то иной опыт . Я мечтала ухитриться и
вынести что-то из этого места. Но теперь
я снова и снова учусь воспринимать любой язык как оппозицию к месту, где языка
не существует. И знать: я родилась и живу именно здесь, в этом месте, лишенном
языка, но ожидающем, чтобы язык даровали.
Мне нужно было побывать здесь, увидеть его воочию для того, чтобы наконец
понять: язык- это вовсе не то, что мы можем присвоить или освоить. Можно его осваивать - как процесс, подобно тому,
как разворачивается биологическая жизнь, так и язык, шаг за шагом, являет нам
новые оттенки мира. Это то, что создает присутствие. То, что не является
идентичным нашему собственному состоянию, а значит - не оставляет нас
неподвижными, не оставляет перед зеркалом, в той же самой комнате, а ведет за
собой- пусть в недоступное, тайное, но- другое. Если бы я могла извиниться
перед языком за неэтичное отношение (после гуманитарного университета мне
тошнило от текстов не меньше, чем тошнило соседа по столу после «экватора»), я
бы это сделала. Но я могу попросить прощения только у собственного сознания за
то, что оставила его в пустой белой комнате, как отшельника-молчальника, ждать
озарения, идущего из самих глубин прошлого опыта. Но опыт истощается. В ходе
этого эксперимента (не писать, не выступать, не слушать, не читать) я хотела
узнать, что есть человек, лишенный оппозиции, лишенный тяжкого труда
проникновения в иное, оставленный наедине с собой, заброшенный в свой
ограниченный внутренний мир. Другими словами, что есть чистое сознание,
вынесенное за скобки мира- то, чем становится человек после смерти, как
утверждают религии. Ты попадаешь не в рай и не в ад, а прямо к себе. Должно
быть, это очень волнительный и праздничный момент, который дается только раз и
по истечению определенного времени.
Но отказываясь
от языка как от трудоемкого процесса прикосновения к совершенно иному, мы
умираем, и умираем прежде времени. Минимальное присутствие концентрированных,
чистых образцов языка и мысли создает "потерянный мир" - мир людей,
которым недоступно мистическое и сакральное, а доступно лишь догматическое или
культовое, что мы и видим в мире торжествующего капитализма. Если он
торжествует, вероятно, все правильно сделали. Но я помню и свое детство –я не
хотела ходить в детский сад, и мама брала меня с собой в библиотеку, я и дети
других сотрудниц спали на рваных стульях, в темных душистых хранилищах, и это
было волшебно и сегодня совершенно невообразимо. Я помню еще те времена, когда
поэт, выступая в каком-нибудь культурном центре, никогда бы не додумался назначить цену за свое
выступление. Хотя бы потому, что его искусство бесценно.
С какой радостью и с каким трепетом
прикасаются к миру дети! Быть недавно рожденной- незабываемое ощущение. Любое
слово - новое и вкусное, брошенное, подаренное, принесенное со стороны. Эта
дистанция творит мистическое отношение к дарованному миру. Миру, как чему-то совсем
отличному от тебя самого, по причине того, что маленькому ребенку еще только
предстоит стать человеком. Но с какой радостью он это делает! Эта дистанция еще
есть, но по мере становления и усвоения человеческого, культурного опыта, по
мере насыщения, она стирается. Если мы хотим говорить о своем обновлении как о
первом шаге к воскресению чудесного, то нам необходима дистанция с тем, что
принято считать языком, культурой, цивилизацией. Мы- ни то, ни это, ни другое,
ничто. Прах ты, и в прах возвратишься. И это еще одна причина относиться к
символическим системам (язык, религии, культуры) более, чем уважительно.
"Кто не чтит златую Афродиту, кто отвергает дары ее, кто противится ее
власти, того немилосердно карает богиня любви." Но в эту пору года в садах
расцветают лишь нарциссы.
Когда в 2009
году на фестивале « Межгород» судьба
подарила мне знакомство с Владом Кленом, человеком, объединившим поэтов из
разных городов Украины, я узнала о всеукраинском портале «ЛИТфест». Это
уникальный проект, и ничего подобного я
не обнаружила, например, в Германии, где более популярны театральные платные
выступления сложившегося « костяка артистов». Влада Клена последний раз я
видела в 2010 году. Он не пережил то жаркое лето, что стало глубоким шоком для
всех людей, которых он объединил. Он мечтал о «государстве поэтов» Хлебникова,
и ему отчасти удалось воплотить эту идею. Теперь украинские города, по которым
Влад мог ездить неделями, ночуя в поездах, стали настоящими братьями. В 2012 году, после посещения международного
фестиваля «Русский stil»,
родилась идея литературной гостиной
имени Влада Клена. В своей работе мы – команда краеведов, литераторов, философов и музыкантов
из г. Дюссельдорф- надеемся воплотить те хорошие вещи, которые когда-то нам
повезло увидеть, и такую задачу, как
поиск самоидентификации поколением пишущих ребят из украино- и русскоязычного
мира, родившихся в 80-е 90-е годы. Это
уникальное время на сломе времен «культпросвета» и «слэма».
Встречайте свой парусник!
ВідповістиВидалитиhttp://www.spokusa-book.in.ua/2013/04/Vstrechajte-svoj-parusnik.html#more
Спасибо, Танечка! А стихи! Стихи понравились???
ВідповістиВидалитиСтихи мудрые, философские, самобытные! Заставляют задуматься. Оригинальный стиль! Большое спасибо!
ВідповістиВидалитиСпасибо, Светлана! Очень приятно находить единомышленников)))
ВідповістиВидалити