понедельник, 10 июня 2013 г.

Виртуальная выставка «Скажи, есть память обо мне, Есть в мире сердце, где живу я…»


ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

ББК 83.3Р1 

Т77 
Трубецкой, Б. 
«Пушкин в Молдавии». Издательство «Картя Молдовеняска», 1976.- С.348 

Автор книги «Пушкин в Молдавии» —доктор филологических наук, профессор Б.Трубецкой — использует не известные ранее местные архивные и фактические материалы, включает новые, углубленные исследования. 

В книге описывается один из самых ярких и значительных периодов в жизни Пушкина — 1820—1823 гг. 

А жизнь A. С. Пушкина в Молдавии является одной из замечательных страниц в биографии великого русского поэта и дает чрезвычайно много для уяснения его творческого пути. Здесь, в Молдавии, Пушкин проявлял наибольшую политическую активность, здесь зрел его могучий, самобытный гений 

В Молдавии, он общался с декабристами, членами Южного тайного общества, с деятелями греческого национально-освободительного движения, был членом кишиневской масонской ложи «Овидий». Поэт интересовался жизнью, бытом, культурой молдавского народа, был дружен с молдавскими писателями, изучал историю борьбы молдавского народа с угнета¬телями, молдавский фольклор. 

Это было время создания политически острых (что, к сожалению, не до конца раскрыто и оценено до сих пор) социально-обличительных произведений, оказавших наибольшее влияние на формирование мировоззрения передовых кругов русского общества. В книге дана библиография к теме «Пушкин в Молдавии»




ББК 83.3Р1
К. 96
Кушниренко ,В. Ф.
«В стране сей отдаленной...» Летопись жизни А. С. Пушкина в Бессарабии и связанных с ним событий./Худож. С. Майоров. К-, Лит. артистикэ, 1989.— 329 с.


В год 190-летия со дня рождения А. С. Пушкина издательство «Литература артистикэ» выпустило книгу «В стране, где я забыл тревоги прежних лет...» — сборник произведений, написанных поэтом в период кишиневской ссылки.

Книга состоит из воспоминаний современников, друзей, знакомых поэта, представлены дневниковые записи, стихи, переписка, что от разило его настроения, чувства, взгляды, интересы. Это позволило создать цельный живой рассказ о (о событиях, жизни и творчестве А. С. Пушкина о Бессарабии, выстроенный по годам, месяцам, дням недели.

ББК 83.3Р1 

Д- 24 
Двойченко – Маркова, Е. М. 
«Пушкин в Молдавии и Валахии.» Издательство «НАУКА» Москва 1979. –С.200 



К концу русско-турецкой войны 1806—1812 гг. стала очевидной неизбежность войны между Россией и Францией. Поэтому, несмотря на победы, одержанные русской армией, русское правительство вынуждено было сократить свои требования к Турции. Вместо предполагаемого полного освобождения Молдавии и Валахии от турецкого ига пришлось ограничиться лишь частью Молдавии, лежащей между Прутом и Днестром, известной под именем Бессарабии. 



Толпы беженцев наводнили Бессарабию. Многие из молдаван целыми селами уходили на юг России. Некогда пустынные земли быстро заселялись. Маленький старинный городок Кишинев с семью тысячами жителей вскоре превратился в новообразованный центр области, в котором, кроме представителей русской администрации и бессарабских старожилов, поселились выходцы из Молдавии, Валахии, Греции и других Балканских стран. Долгое время Бессарабия пользовалась почти полной автономией, управляясь местными законами и сохраняя свой особый национальный колорит, неоднократно отмеченный в воспоминаниях современников. 



Такой предстала Бессарабия и перед ссыльным Пушкиным, когда он 21 сентября 1820 г. явился в Кишинев на службу при полномочном наместнике края И. Н. Инзове. 



Монография посвящена периоду пребывания Пушкина в Кишиневе, знакомит с новыми данными о его личных контактах с молдавскими и валашскими сов-ременниками, а также с участниками греческой революции 1821 г. Автор не только показывает воздействие творчества Пушкина на формирование культуры Молдавии и Валахии, но и выясняет значение молдавского периода в творчестве великого русского поэта. 


ББК Р2 + 8Р1
О41
Одесский год Пушкина: Лит.-краевед. сб. /[Авт.-сост. К. С. Саркисьян; Пре-дисл. Н. И. Поповой-Голлер; Худож. Г. В. Гармидер].— 2-е изд., доп. и перо-раб.—Одесса: Маяк, 1979.—247 С., цв. ил.

В литературно-краеведческий сборник, посвященный 180-летию со дня рождения А. С. Пушкина, включены про изведения, написанные им в Одессе либо об Одессе, а также материалы, которые освещают биографические и творческие вехи пребывания поэта на юге Украины.

Почти тринадцать месяцев — с 3 июля 1823 года по 1 августа 1824 года — провел в Одессе А. С. Пушкин, сосланный сюда царем за свободолюбивые стихи.

В сборник включены художественные произведения великого поэта и документальные материалы, а также очерки, рассказывающие о пребывании А. С. Пушкина в черноморском городе и о людях, с которыми его свела здесь судьба.

В сборнике публикуются почти все произведения, написанные Пушкиным в Одессе и об Одессе.

При расстановке стихотворений составитель, стремясь сгруппировать их тематически, в некоторых случаях позволил себе нарушить хронологию. Поэмы «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы» включены в сборник полностью, поскольку именно в Одессе Пушкиным была проделана основная работа над этими произведениями. Помещены в сборнике также первая и вторая главы романа в стихах «Евгений Онегин». Третья же глава, которую поэт заканчивал в Михайловском, в сборник не вошла. Издания, использованные при работе над сборником, указаны в сносках либо в конце книги


ББК 83.3Р1
О-78
Островская, Н.
«Я жил тогда в Одессе»: путеводитель по Музею-квартире А. С. Пушкина в Одессе. Издательство «Маяк», 1987

В иллюстрированном путеводителе по Музею-квартире А. С. Пушкина в Одессе рассказывается об экспонатах, отражающих пребывание великого русского поэта в южном городе. К, книге приложен справочный раздел с обозначением пушкинских адресов.

Менее месяца прожил Пушкин в доме № 13 по улице Итальянской (ныне Пушкинская). Здесь в те годы находилась гостиница, в которой поэт снимал комнату во внутреннем флигеле над подъездом.

Известно немало адресов, где Пушкин жил в Одессе Но до наших дней сохранилось только это здание. Скромный двухэтажный дом, соору¬женный в начале XIX столетия, отличается стро¬гостью и простотой внешнего оформления.

В начале Великой Отечественной войны фашисты сбросили на здание бомбу, которая разрушила фасадный флигель. Однако внутренние строения, где жил поэт, уцелели.

Вскоре после Великой Отечественной войны здание восстановили в том виде, в каком оно было при жизни Пушкина. Ныне дом по улице Пушкинской, 13 охраняется законом как памятник культуры. На его фасаде установлена мраморная мемориальная доска с барельефом А. С. Пушкина.

По решению городского Совета народных депутатов здесь создан Музей-квартира А. С. Пушкина. Открытие его состоялось 18 июня 1961 года.

Собранные в музее экспонаты рассказывают о пребывании А С. Пушкина в Одессе, о формировании его эстетических идеалов и политических взглядов.

Большую помощь в создании музея, пополнении его фондов оказали Всесоюзный музей А. С. Пушкина в Ленинграде, Московский государственный музей А. С. Пушкина, другие музеи . Многие известные ученые, художники, коллекционеры передали в дар музею гравюры, литографии, картины, прижизненные издания произведений А. С. Пушкина, предметы быта XIX столетия.
Афиша спектакля по пьесе Ю. Дынова «Всего тринадцать месяцев» («Пушкин в Одессе») с дарственной надписью автора. 
В музее проводится большая работа по изучению творчества А. С. Пушкина Здесь проходят встречи посетителей с творческими и научными работниками, открытые уроки для учащихся школ и училищ, заседания Пушкинской комиссии, вечера, посвященные памяти А С. Пушкина, творческие отчеты поэтов Одессы.

ББК 84(4Ук)7-5
Д 39
Дехтяренко В. I.
«По Одесі з Пушкіним»: Поема. — Одеса: Астропринт, 2006. — 144 С.
Рос. мовою.


Поэма «По Одессе с Пушкиным» призвана стать связующим мостиком между нашей современной эпохой и эпохой пушкинской; это попытка дать возможность читателю «вживую» прикоснуться к Великим фигурам эпохи становления Одессы, так ярко сверкнувших на её небосводе, на многие годы предопределив её завидную судьбу и её не-меркнувшую Славу. 




ББК 83(4Укр-4Оде-2Од)1-8
У 31
Удовик, Вячеслав Афанасьевич
ОДЕССЕЯ А. С. ПУШКИНА . СПб, 2004, - С.140


В книге рассказывается о жизни Пушкина в Одессе с июля 1823 по июль 1824 года, а также о событиях, связанных с этим годом, но которые произошли до или после него.

Во время жизни в Одессе Пушкин находился в подчинении по службе у генерал-губернатора Новороссийского края графа М. С. Воронцова. Об отношениях между поэтом и его начальником написано немало спорного. В данном исследовании говорится о том, какими, но мнению автора, были отношения между Пушкиным и М. С. Воронцовым в действительности и какое место занимали в сердце поэта Каролина Собаньская, Амалия Ризнич и Е. К. Воронцова.


ББК 83.3Р1
Ш 57
Шик А.
Одесский Пушкин. Женатый Пушкин. В. Иванов. Александр Пушкин и его время. — М: Вече, 1999. — С.576


Серию, посвященную 200-летию со дня рождения великого русского поэта, продолжает книга, в которую включены яркие повествования писателей А. Шика и Вс. Иванова, рассказывающие о жизненном пути А.С. Пушкина.

Летом 1823-го года Пушкин — "бес арабский" — перебрался из Кишинева в Одессу, манившую его своим "вольным" воздухом. Вскоре по прибытии, "одесский Пушкин", как его называли по слову кн. Вяземского друзья, писал брату о своей жизни в Одессе, как о "целом романе".

Действительно, год с небольшим, проведенный здесь Пушкиным, был насыщен работой, увлечениями, надеждами. Следы их рассеяны в произведениях и письмах Пушкина, равно как и в записках и письмах его друзей современников. Однако многое об его отношениях с целым рядом лиц приходится за отсутствием точных и бесспорных материалов все же принимать на веру.

Настоящий очерк, лишь попутно касаясь поэтического творчества Пушкина, не укладывающегося в условные рамки пребывания его в Одессе, пытается воссоздать жизнь и окружение Пушкина в "преддверии" Европы, о которой он безнадежно мечтал всю свою жизнь.
 
А. С. Пушкин  Автопортрет 
Ноябрь 1823 г. Одесса 


А. С. Пушкин Автопортрет 
Май — июнь 1823 г. Кишинев 


ББК 83.3PI-8
З 67
ЗЛЕНКО, ГРИГОРИЙ
Берег Пушкина. Художественно документальные очерки
ОДЕССА: «МАЯК» 1987. – С. 240 .


Книгу составляет цикл художественно документальных очерков о жизни А. С. Пушкина периода его южной ссылки Совершая экскурс в архивные и библиотечные фонды, украинский писатель-следопыт ведет увлекательный рассказ о поисках и находках, связанных с пребыванием поэта на юге, о его ближайшем окружении.







ББК 83.3Р1+85.335.41
Г93
Губарь О. И.
Пушкин. Театр. Одесса.: / Фоторепрод. СВ. Калмыкова. — Одесса: ВТПО «Кино-центр», 1993. — 96 С, 32 С. ил.


Название этой книги — «Пушкин. Театр. Одесса» — можно было бы поставить эпиграфом ко всему творчеству ее автора. Одесса первой четверти XIX ст. — «пушкинская Одесса» — и сам молодой поэт на одесском «театре действий» предстанут перед ВАМИ во всей своей живой притягательности благодаря занимательнейшим «краеведческим детективам», написанным с мастерством, любовью и безусловным знанием предмета. Пушкинисты и краеведы получили интересный материал для дальнейших разысканий, а Одесса и одесситы — хороший подарок к 200-летнему юбилею города.

Театральная тема — одна из стержневых в контексте одесского периода пушкинской биографии и творчества. Одесская Опера, помимо своего прямого назначения, продолжительное время служила горожанам чем-то наподобие акрополя, агоры, Гайд-парка. Это был центр кристаллизации общественной мысли, очаг культуры, притягательность которого явственно ощущалась современниками: театральные сюжеты — на одном из первых мест в мемуарах российских и зарубежных вояжеров, посещавших Одессу в XIX столетии.

Пожалуй, не покажется слишком смелым заявление о том, что сама история города, история эволюции его духовной жизни в известной степени отождествимы с историей театра как особого социального места. Если говорить о ранних этапах развития Одессы, приходится констатировать, что итальянская Опера была первым городским культурным центром, явившемся задолго до Ришелъевского лицея, учёных обществ, музеев, периодических изданий. С другой стороны, все творческие силы молодого города были, если угодно, «заложниками» Оперы — здесь они не только внимали сладкоголосым солистами восхищались «резвыми ножками» и «алыми губками» заезжих танцовщиц, не только общались, но и приобщались к общественно-политической жизни. Именно такое положение вещей отвечает пушкинской эпохе в истории Одессы, именно на таком «театре действий» разворачивалась судьба поэта в 1823—1824 годах. И если обратиться к словарю одесских знакомых А. С. Пушкина, мы обнаружим, что все они — и Ф. И. Бруннов, и Е. К. Воронцова, и В. Ф. Вяземская, и Ф. Ф. Вигель, и А. Ф. Лонжерон, и А. С. Стурдза, и В. И. Туманский, да и другие — были заядлыми театралами. В Опере поэт чаще всего и встречался с тем или другим из них.

Откровенно говоря, уже набили оскомину изрядно обглоданные исследователями канонические темы с извечным трагическим привкусом: Александр Сергеевич — Елизавета Ксаверьевна — Михаил Семенович и еще «треугольник»: Пушкин — Воронцова — Раевский. При всей значительности этих сюжетов, у читателя невольно создается впечатление, будто в течение года с лишним поэт только тем и занимался, что выяснением отношений с генерал-губернатором, его супругой и одним мнимым другом. Пора бы обновить репертуар. Ведь даже в малолюдных старинных комедиях-буфф, виденных Пушкиным в одесской Опере, и то поболее действующих лиц. Непоседа, искатель, чуточку авантюрист, он едва ли согласился бы играть исключительно в них.

Одесса менее всего располагала к уединению, и поэт с наслаждением постигал этот южный приморский город, был дружен с морским волком и лицеистом, мелочным торговцем и извозчиком, трактирным служкой и ресторатором. Он внедрялся в самое пространство этого экзотического, пряного порта, каковым его делали и «гордый славянин, и грек, и молдаван тяжелый, и сын египетской земли». Это был замечательный в своём жизни утверждении, оптимизме театр, подмостками для которого служили полотняные балаганы пестрых по-восточному базаров, сводчатые подвальчики турецких кофеен, шаткие мостки портовых причалов, узкие винтовые лесенки отеля Рено, резные балкончики итальянского казино.
Это был огромный и тёплый живой организм, который было приятно познавать, но не просто приручать.
В силу некоторых обстоятельств объем настоящей книги невелик — ряд интересных эпизодов опущен. А это значит, что вас ожидает новое свидание с её героями.


ББК 83.3(2)л6
367
Зленко Г. Д,
Одесские тетради: Литературовед, очерки и разыскания.— Одесса: Маяк, 1980. - 103 С..


Под пером литературного следопыта Григория Зленко, — оживают многие интересные cтраницы из жизни и творчества А. Пушкина, Н. Гоголя, А. Исаакяна, В. Сосюры, Т. Драйзера и других известных писателей, связанные с Одессой. Библиогр. в примеч.: с. 96—101.





«Я жил тогда в Одессе пыльной... 
Там долго ясны небеса, 
Там хлопотливый торг обильный 
Свои подъемлет паруса; 
Там всё Европой дышит, веет, 
Всё блещет югом и пестреет 
Разнообразностью живой. 
Язык Италии златой 
Звучит по улице веселой, 
Где ходит гордый славянин, 
Француз, испанец, армянин, 
И грек, и молдаван тяжелый, 
И сын египетской земли, 
Корсар в отставке, Морали» 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...