01 березня 2018

Борислав Брондуков. Первый после Чаплина.



Бытует общепризнанное мнение, что в актеры идут красавцы – косая сажень в плечах, с лицом, как у ангела и голосом, как у Левитана или, на худой конец, Чонишвили. Да, таких – красивых, фактурных и бесталанных актеров на любом театральном факультете вагон и маленькая тележка. А вот как будет выглядеть фильм, если в нем будут играть только такие типажи? Где хваленая правда жизни? Поэтому типажность актера – не меньший дар, чем правильное лицо, златые кудри и бархатный голос. В актере просто обязана быть какая-то изюминка, какое-то мелкое уродство, которое позволит запомнить его с первого раза и навсегда. Актерская профессия сродни зеркалу, причем, гибкому, способному отразить в своей кривизне нужные черты персонажа. И все это по велению режиссера. Поэтому картину нередко "делают" персонажи второго плана. Это, если у режиссера и его команды хватает ума и денег не ограничиваться именитыми актерами только на главные роли, а позаботиться о бэкграунде. Так возникают прекрасные многоплановые полотна, которые можно потом пересматривать десятки раз и находить в них все новые и новые нюансы и детали.

Все это длинное вступление посвящено прекрасному актеру как раз второго плана – Бориславу Брондукову, которому 1 марта исполнилось бы 80 лет. Брондуков – пример настоящей кинозвезды, в полной мере испытавшей взлеты и падения.

Собутыльник Федул из «Афони», паникующий жених из «Гаража», инспектор Лестрейд из «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона» – все эти яркие персонажи из любимых фильмов блестяще сыграны Бориславом Николаевичем. Он снискал по-настоящему народную любовь. Борислав Брондуков обладал редким даром — вкладывать в одну фразу или жест все многообразие личности своего героя. Этого неповторимого актера называют королем эпизода, вторым после Чаплина грустным комиком. Несмотря на яркое комедийное амплуа, его глаза всегда оставались серьезными и печальными. Он был украшением картины любого режиссера — будь то Рязанов, Данелия, Лотяну, Масленников или Мащенко.
Брондуков был одним из самых снимаемых актеров в стране. И, казалось бы, успешным. Но на долю артиста выпало столько испытаний, что их могло бы хватить на несколько биографий.

Казалось, с таким лицом Бориславу прямая дорога на стройку, а не на сцену. Так оно поначалу и было. Брондуков отучился в строительном техникуме, работал на стройке, потом на заводе. А в 23 года вдруг пришел поступать в Киевский театральный институт. Сначала его там засмеяли, а потом решили: ну кто-то же должен играть тунеядцев да алкоголиков. Вот отличный типаж! И приняли с первого раза.

Уже в 1962 году Брондуков снялся в фильме Сергея Параджанова «Цветы на камне», но первая роль не принесла актеру заметного успеха. А в 1965 году, окончив театральный институт, Борислав начал работать актером на Киевской киностудии имени Александра Довженко, и после нескольких  эпизодических работ снялся в 1968 году в фильме Леонида Осыки «Каменный крест». За эту роль Брондуков получил диплом III Всесоюзного кинофестиваля, и она стала единственной трагической ролью в его творческой карьере. В 1970-е годы Брондуков сыграл ряд эпизодических ролей в фильмах «Вий», «Опасные гастроли», «Если есть паруса» и «Шаг с крыши».

Но с тех пор, как в 1975 году он сыграл в «Афоне», у него не было отбоя от предложений ролей, правда, в основном одного плана – пьющего, малообразованного человека… Но это не расстраивало Брондукова.

Кстати, по воспоминаниям Георгия Данелия, Брондуков прекрасно пел. Как-то в ресторане Данелия стал свидетелем того, как он исполнял песни Ива Монтана. По его словам, это был отнюдь не доходяга Федул, но настоящий уверенный в себе и пластичный французский шансонье. Режиссер посетовал на то, что эта грань таланта актера так и осталась нераскрытой.



Кадр из к/ф «Табор уходит в небо»

В 1976 году Брондуков снялся у режиссера Эмиля Лотяну в картине «Табор уходит в небо» и в комедии режиссера Виталия Мельникова «Женитьба» по пьесе Гоголя. Удачной была роль Брондукова и в еще одной комедии Георгия Данелии «Осенний марафон», а так же он с большим успехом снялся у Эльдара Рязанова в фильмах «О бедном гусаре замолвите слово», «Гараж» и «Жестокий романс». Комедийный талант Брондукова проявился в фильмах «Смотри в оба», «Раз на раз не приходится» и «Зелёный фургон». 

Кадр из к/ф «Гараж»
Борислав Брондуков в фильме 'Зеленый фургон' 

Всего же в фильмографии актера более ста работ. Он умел привнести в свои роли столько обаяния, что зачастую отбирал симпатии зрителей у главных героев, а фразы его персонажей стали крылатыми. Как, например, — «Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!» из фильма «Афоня».
Брондуков снимался в кино на протяжении почти 35 лет, хотя ни его путь на экран, ни работа в кино не были легкими и не принесли актеру богатства.

Брондуков завоевал любовь миллионов зрителей, хотя и не стал большой звездой. Зато его жизнь — подтверждение для всех сомневающихся, что настоящая любовь существует.


Со второй своей женой Катериной актер прожил до самой смерти. Она поддерживал актера в самые трудные минуты — когда с Брондуковым случились три инсульта, она была, по сути, единственным человеком, кто заботился о парализованном актере, ухаживал за ним. Брондуков из последних сил старался не быть обузой жене — работал в кино даже после второго инсульта. Даже когда уже не мог говорить, Брондуков продолжал сниматься, а его роли озвучивали другие актеры.


Ведь в свое семье Борислав привык быть заботливым и чутким главой — даже в пору полного безденежья он брался чинить обувь домочадцам.

Но, когда в 1997 году случился третий инсульт, все оказалось значительно тяжелее. Медики сразу поставили крест на актере. Брондуков через три дня вышел из комы, но оказался полностью парализован. Катерина ухаживала за актером, следя за движениями его глаз, поддерживала в нем жизнь, любила также, как и в молодые годы. Но спустя семь лет, несмотря на все усилия любимой, Борислава Брондукова не стало. А еще через год вдова актера издала книгу стихотворений Брондукова, каждое из которых он посвящал своей любимой жене.

Вот одно из стихотворений вошедшее в книгу "Тринадцять сповідей".

Я називаю тебе раєм своїм на грешниці Землі,
Я в ньом тепер живу й волаю: не загубити б всі ці дні.
Не загублю, моя лебідко, тримай мене в своїм раю,
Коли ж забудеш шлях до мене, тебе навіки прокляну.
Коли ж ти стомишся, рідненька, то не шукай чужих людей,
Тобі готовий я віддати як Данко серце із грудей.
Не обмани мене, кохана, віддайся розуму на мить.
Ти хочеш в серце заглянути? Воно тобою лиш болить.
Болить й питає: скільки часу єдиним шляхом нам іти?
Бо моя молодість згасає, тобі ж в ній довго ще цвісти.

Борислав Брондуков прожил красивую и яркую жизнь. Вряд ли она была бы красивее, если бы он остался рабочим завода "Арсенал" или прорабом на стройке. Не знаю, как он, а мы бы точно потеряли многое – без маргинала Федула, инспектора Лестрейда и милиционера Грищенко наш кинематограф был бы гораздо беднее.

Немає коментарів:

Дописати коментар