13 жовтня 2016

Исторический урок "Рыцари воли"ко Дню украинского казачества

14 октября. Этот день объединил не один повод для празднования. День защитника Украины – новый праздник, установленный указом Президента Украины П. Порошенко № 806/2014 от 14 октября 2014 года и являющийся официально праздничным и выходным днём.

Дата же 14 октября для нового праздника была выбрана не случайно. Ежегодно в этот день отмечается  День украинского казачества – праздник, приуроченный к дню Покрова Пресвятой Богородицы (поскольку Матерь Божья считается защитницей и покровительницей казаков).

Через века пронесли казаки свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем, поэтому не случайно в казачьей молитве есть слова: «Слава тебе Господи, что мы – казаки».

С 16 века казаки считались привилегированным военно-служилым сословием. Историки полагают, что вольное казачество появилось в конце 15 века. Казаками называли себя вольные, то есть никому не принадлежащие, люди, которые селились в основном на берегах больших рек: Днепра, Волги, Дона, Терека, Урала, по границе степей, на землях, которые были «ничьи», и еще недавно были владениями Золотой Орды.

Днепровские казаки в 16 веке основали знаменитую Запорожскую Сечь, куда бежали крестьяне, спасаясь от гнета помещиков и польских панов. В мирное время казаки занимались земледелием и скотоводством, владели землей и были довольно зажиточными людьми. В военную пору казаки организовывали воинские соединения и участвовали в войнах.

По внешнему виду, и по внутренним качествам запорожские казаки, в общем представляли собой характерные типы своей народности и своего времени. По описанию современников, они были большею частью роста среднего, плечисты, статны, крепки, сильны, на вид полнолицы, округлы и от летнего зноя и степной спеки смугловаты". С длинными усами на верхней губе, с роскошным оселедцем, или чупрыной, на темени, в барашковой остроконечной шапке на голове, вечно с люлькой в зубах, истый запорожец всегда смотрел как-то хмуро, вниз, исподлобья, посторонних встречал на первых порах неприветливо, отвечал на вопросы весьма неохотно, но затем мало-помалу смягчался, лицо его постепенно во время разговора принимало веселый вид, живые проницательные глаза загорались блеском огня, и вся фигура его дышала мужеством, удальством, заразительною веселостью и неподражаемым юмором.


Во внутренних качествах запорожского казака замечалась смесь добродетелей и пороков, всегда, впрочем, свойственная людям, считающим войну главным занятием и главным ремеслом своей жизни: жестокие, дикие и беспощадные в отношении своих врагов, запорожские казаки были добрыми друзьями, верными товарищами, истинными братьями в отношениях друг к другу, мирными соседями к своим соратникам по ремеслу. Хищные, кровожадные, невоздержанные на руку, попирающие всякие права чужой собственности на земле ненавистного им ляха или презренного басурмана, запорожские казаки у себя считали простое воровство какой-нибудь плети или пута страшным уголовным преступлением, за которое виновного казнили смертною казнью.

Светлую сторону характера запорожских казаков, составляли - их благодушие, нестяжательность, щедрость, бескорыстие, постоянство в дружбе, столь высоко ценимой в Запорожье, что, по казацким правилам, грехом считалось обмануть даже черта, если он иногда попадал сичовикам в товарищи; кроме того, светлыми чертами характера запорожских казаков были высокая любовь их к личной свободе, по которой они предпочитали лютую смерть позорному рабству; глубокое уважение к старым и заслуженным воинам и вообще ко всем "военным ступеням"; простота, умеренность и изобретательность, при нужде, в домашнем быту или в разных безвыходных случаях и физических недугах. В отношении к захожим и заезжим людям запорожские казаки всегда были гостеприимны и страннолюбивы.

Сичевые казаки, по своей жизни и по чистоте нравов считали себя мальтийскими кавалерами, и оттого в Сечь не допускались женщины, будет ли то мать, сестра или посторонняя женщина для казака. Но как же они обустраивали свой быт? Например, как готовили для себя пищу?

Когда на Сечи появлялся «новый» молодой казак, для него устраивалось испытание, сможет ли тот сварить кашу. Если каша не сырая и не пригоревшая, испытание считалось пройденным и «новенький» принятым в казаческое братство.


А знаете ли вы, что серьги у казаков носили и мужчины.

СЕРЬГИ (у мужчин) – означали его роль и место в роду. Так единственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. Последний в роду, где нет кроме него наследников по мужской линии, - серьгу в правом ухе. Две серьги – единственный ребенок у родителей.



А вот кольца, это чисто женское украшение. Мужчины у казаков, как правило, колец не носили. Так что это женская символика,хотя, будучи казаком и получив кольцо при венчании, он на руке его не носил. Иногда носили на ладанке.

Запорожская Сечь - один из тех мировых исторических феноменов, который старались понять и объяснить много поколений исследователей.

«Святые рыцари, защитники Отчизны», - воспевал запорожских казаков в своих песнях, думах, легендах украинский народ.

Мнение о казачестве, подтверждено цитатами из исторической, художественной и публицистической литературы.

«Гнездо своевольства», - писала в 1775 году царица Екатерина II в своем манифесте о разрушении Запорожской Сечи.

«Знаменитое Запорожье», - говорили о Сечи крестьяне. Они массово убегали туда от феодалов, искать спасение от феодального гнета.

Николай Гоголь: «Так вот она, Сечь! Вот это гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие как львы, вот откуда разливается «воля и казачество на всю Украину».

«Разбойники», - кричали на сеймах и в сенате польские шляхтичи, бесясь от ненависти. Они требовали уничтожить Сечь, стереть с лица земли запорожское казачество.

Илья Репин, творец знаменитейшей картины «Запорожцы пишут письма турецкому султану», восхищенно высказался: «Никто во всем мире-не ощущал так глубоко свободы, равенства и братства».

«Защитниками и героями Украины» называл запорожских казаков Николай Чернышевский.

Александр Герцен утверждал, что «Запорожская Сечь представляла собой удивительное явление», а запорожские казаки «обрекли себя на защиту самого дорогого - интересов своей Родины».

Французский философ Вольтер захватывался героизмом казаков и старался найти им параллели в мировой истории. Карл Маркс называл Запорожскую Сечь «казацкой христианской республикой» и подчеркивал, что « с появлением казачества дух вольности разлился по Украине».

Известный ученый-историк Елена Апанович, выступая в 1991 году в парижской Сорбонне на международной конференции, посвященной исторической роли украинского казачества, подчеркивала: «Создавший вооруженные силы для самоуправления наций, украинский народ, который за всю свою историю никогда не стремился заграбастать чужую землю, использовал свою военную мощь лишь для защиты Украины, для освобождения украинской земли от чужого господства. Казачество выполнило положенную на него историческую миссию и спасло украинский народ от гибели, которая имеет всемирное значение. Казачество не допустило, чтобы Украина исчезла с карты мира».

Немає коментарів:

Дописати коментар