четверг, 23 мая 2013 г.

Юбилейные картины

Прекрасный повод собраться в уютных стенах библиотеки - юбилей!  Нам, библиотекарям, привычнее отмечать юбилеи книг. Но круглые даты бывают не только у людей, городов, книг и праздников. Известные картины-юбиляры великих художников объединили сегодня сотрудников и гостей центральной городской библиотеки им. И. П. Котляревского.  Участники клуба "Вечная молодость" при Доме учителя и подопечные территориального центра г. Измаила вместе с ведущей вечера библиотекарем Татьяной Чимшир погрузились в прекрасный мир искусства.


"Рожь" Ивана Шишкина написана в 1878 году. Ей исполняется 135 лет.
Знаменитой картине Ильи Репина "Бурлаки" исполнилось 140 лет


Эта замечательна картина дожила до солидного возраста - 180 лет. А началась ее история в Италии, куда 28-летний Карл Брюлов отправился до окончания учебы для совершенствования изобразительного мастерства. Оказавшись в Риме он сильно разочаровался его суетой и
космополитичной сутолокой. Путешествуя по Италии художник добрался до Помпей. Улицы мертвого города, на которых буйствует зелень и стоят восстановленные из пепельных форм статую людей, застывших в самых разных, удивительно живых  позах, поразили художника. Пепел Везувия сохранил и позволил увидеть жизнь и быт горожан, весь трагизм природной катастрофы. Улицы города настолько впечатлили Карла Брюлова, что он пишет огромную эпическую картину "Последний день Помпеи". Итальянцы очень тепло восприняли полотно. Публика, пришедшая посмотреть картину с трудом протискивалась в Античный зал. Увиденное превосходило все их ожидания. Их ослепляла вспышка молний, красное пламя вулкана на фоне грозового неба. Каждый ощущал себя одним из толпы охваченных ужасом жителей Помпеи.

Эту надменную красавицу все  знали в лицо, хотя многие и не догадывались ни о ее имени, ни о положении. На небольшом портрете изображена княгиня Юрьевская  (Екатерина Долгорукая), могущественная фаворитка императора Александра ІІ. Независимой красавице хотелось царить не только в сердце императора, но и в искусстве, поэтому она заказала свой портрет одному из самых востребованных художников своего времени Ивану Крамскому, который писал портреты императорской семью. Задумка Екатерины воплотилась в жизнь - на картине изображена независимая, гордая женщина на фоне Аничкова дворца, в котором обитал наследник престола Александр Александрович с семьей.
После смерти супруги Александр обвенчался с княгиней. В апреле должна была состояться коронация, но 1 марта император был убит террористами. Официальный наследник Александр ІІІ выслал Долгорукую с детьми из страны, а картина осталась у Крамского. Выкупил портрет господин Третьяков для своей коллекции, но долго держал его в запасниках - на всякий случай...


"Богатыри" - самая крупная,самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому - картина, призванная выразить дух русского народа.
"Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью... но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они... были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом...", - вспоминал художник. Три десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном "Богатыри" (1898), венчающим героический цикл работ живописца.
В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М. Третьяковым. Это было одно из последних приобретений Павла Михайловича. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Васнецов "дышал русскою древностью, русским древним миром, русским древним складом, чувством и умом", - отмечал критик В. Стасов. И здесь художник демонстрирует свое глубокое понимание Древней Руси, характеров древних русичей.
В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".
Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.
Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер "одухотворенного" пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся наветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.
В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, "богатырь во смирении, в убожестве". Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...