воскресенье, 10 февраля 2013 г.

"Носил он совесть близко к сердцу..."


«Поэты ходят пятками по лезвию ножа,
И режут в кровь свои босые души»
В.Высоцкий

7 февраля в Измаильской Центральной городской библиотеке им. И. П. Котляревского состоялся музыкально - литературный вечер памяти Владимира Высоцкого "Носил он совесть близко к сердцу..." 
В этом году Владимиру Высоцкому исполнилось бы 75 лет. К сожалению, о нем как о поэте мало вспоминают. Почему? Да потому что он был не похожим на других: он не был членом Союза писателей, его стихи не издавались, на всё его творчество при жизни налагали непонятные запреты. Трудно сказать, что испытывал человек, знавший себе цену и не иметь возможности увидеть свои стихи опубликованными.
К его стихам и песням можно относится по-разному. Их можно любить и не любить. Можно принимать или отвергать. Но мимо них пройти нельзя. Стихи были не только продолжением дыхания Высоцкого. В них продолжалось его сердцебиение, грохотал пульс, выявлялся характер, распахивалась душа. Он оставил нам много песен и стихов. Стихов разных: гениальных, талантливых, плохих, но никогда «никаких».
Автор и ведущая вечера Елена Мяхкова
И, прежде всего, стихи Высоцкого наполнены правдой. Правдой крутых характеров, правдой жизненных ситуаций, правдой извечных человеческих проблем, правдой боли и нежности, правдой своего времени. И получается, что говорил и пел он то, о чем жаждали сказать и спеть самые обыкновенные люди. Говорил он от их имени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им. Поэтому они и называли его своим другом, безоговорочно считали своим поэтом. Впрочем, нет, не поэтом. Это другие были поэтами. А он был – Высоцкий. Он умер слишком рано, впрочем, как посмотреть … Он жил в таком темпе, так полно переживал отпущенное ему время, оставил столько стихов, которые навсегда «останутся в строю», - нет, такую жизнь нельзя назвать короткой. Жизнь человека с «босою» душой.


Он не любил рассказывать о себе. Считал, что это малоинтересно. Считал, что интереснее говорить про то, что успел сделать за это время, а не про то, что успел прожить.
Из интервью Высоцкого: Ну, в общем, так. Родился я 25 января 1938 года в Москве. У меня в семье никого не было из людей искусства, но мама очень любила театр и с самых малых лет водила меня туда. И это, наверное, осталось. Видно, в душе у каждого человека остается маленький уголок от детства, который открывается навстречу искусству.
Родители хотели, чтобы я стал нормальным советским инженером, и я поступил в Московский строительный институт им. Куйбышева на механический факультет. Учась здесь, серьезно увлекся самодеятельностью. Однажды я просто ушел из института и стал поступать в студию МХАТ. Поступил с большим трудом – считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Закончил студию в числе лучших учеников. Стал выбирать театр. Тут у меня была масса неудач, пока не пришел в театр на Таганке. Здесь стал серьезно работать. Вот и вся моя биография.
Его первые стихи были самые разные – это дань времени. Они были бесхитростные, в них была «одна, но пламенная страсть», в них было извечное стремление человека к свободе, к любимой женщине, к друзьям, к близким людям, надежда человека на то, что его будут ждать.

Главное занятие всей его жизни – авторская песня. Для него это возможность беседовать, разговаривать с людьми на темы, которые всех волнуют и беспокоят. Самое главное в авторской песне – текст, информация, поэзия. Это вообще не песня – это стихи, которые исполняются под гитару.
Из интервью Высоцкого: Если на две чаши весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит.
Гости вечера: клуб "Вечная молодость" 
Часто спрашивают, где я беру темы для своих песен? Темы – повсюду: война, спорт, сказка, политика … Песни мои – часто сюрреальны: в них иногда происходят такие вещи, которых мы в нормальной жизни, может быть, не видим. Иначе нет тайны, какая же это поэзия?

С детства и до конца жизни у Высоцкого не было постоянного пристанища. Бездомность и неустроенность быта… Но всегда выручали многочисленные друзья. Многие люди почитали за счастье дружить с Володей. Уметь дружить – тоже талант Высоцкого. Для него общение с интересными людьми значило очень многое. Он, как поэт питался тем, что видел и слышал. Для него интересные люди были окном в мир. Он везде умел быть «своим»: среди моряков и среди ветеранов, среди строителей и среди альпинистов.

Высоцкий был щедр в дружбе. Как бы ни был загружен делами, всегда спешил на помощь тем, кто в нем нуждался.
«Однажды привез домой ящик фруктов, вспоминает мать Высоцкого, Нина Максимовна, - а это зимой было, я его спрашиваю: кому? Оказывается, он едет в больницу – у товарища сын заболел, ему нужны витамины.
Друг попал в автокатастрофу, и Володя бросает все дела, мчится далеко от Москвы, сидит сутками у его постели, а потом сам переводит его в столичную больницу». Помочь человеку он считал своим долгом.
Как-то он говорит матери: «Знаешь, мама, я прикинул, у меня никак не меньше тысячи друзей, с которыми у меня братские, открытые отношения».
Книжная выставка "Жизнь длиной в песню"
На общение с друзьями, на помощь им он тратил 80% своего свободного времени. Он любил говорить: «Людям должно быть хорошо». Именно «людям», чтобы не так высокопарно звучало.
И не случайно, отвечая на вопрос журналистов «Что вы цените в мужчине?» - Высоцкий сказал: «Сочетание доброты, силы и ума».

На сцене театра Владимир Высоцкий играл в спектаклях по произведениям А. Вознесенского «Берегите ваши лица», В. Маяковского «Послушайте». Но самой значительной ролью Высоцкого в театре осталась его работа в шекспировском «Гамлете».
«Гамлет» - любимая роль, - говорил В.Высоцкий в интервью. – Нелегко она мне далась. Иногда, кажется: нет, это в последний раз, больше не выдержу… Я не играю принца Датского. Я стараюсь показать современного человека. Да, может быть, - себя. Но какой же трудный путь к себе!»
«Он был неповторимым актером, - пишет в своих воспоминаниях Алла Демидова, игравшая вместе с Высоцким в «Гамлете». – Что определяло его личность? Острая индивидуальность, неутомленность во всем. Роль Гамлета была сыграна Высоцким 217 раз. Высоцкий жил своим Гамлетом еще долго после того, как отшумела премьера, свидетельствуют множество фактов. Самый существенный из них – его актерская исповедь, стихотворение «Мой Гамлет».

Дебют Высоцкого в кино состоялся в 1959 году. Известны его актерские работы в картинах: «Хозяин тайги», «Плохой хороший человек», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Особую популярность принесли 2 роли – Жеглова («Место встречи изменить нельзя») и Дона Гуана («Маленькие трагедии»). Во многих фильмах звучат его песни. Владимиру Высоцкому не суждено было узнать, что за лучшее исполнение мужской роли в фильме «Плохой хороший человек» ему был присужден приз Международного кинофестиваля в Италии и специальный приз – за создание образа Жеглова. В 1987 году ему была присуждена Государственная премия СССР (посмертно).

Есть на свете слово – короткое и жестокое; за ним стоят страх, слезы, боль, смерть. Это слово – война. И какая бы она ни была – Первая мировая, Вторая, Афганская, Чиченская, война всегда бесчеловечна, жестока, порою бессмысленна. Для настоящих поэтов осмыслить годы войны – это долг перед собой и другими людьми. Высоцкому было 7 лет, когда закончилась Великая Отечественная, но военная тема звучит в его песнях с необыкновенной силой.
Теме войны посвящено более полусотни стихов, песен: «Тот, который не стрелял», «Всю войну под завязку», «Песня о моем старшине», «Высота», «Сыновья уходят в бой» и др. О войне Высоцкий знал по-наслышке.  Она была у него «опытным полем» подвига и героизма, человечности и взаимопонимания. Он смотрел на нее так пристально и видел ее в таких точных психологических деталях, в каких мог увидеть ее не всякий участник и очевидец. Здесь работало искусство – то высокое искусство самопожертвования и самоотдачи, которое поднимает художника над действительностью. Одно из лирических военных стихотворений Высоцкого «Он не вернулся из боя».

Для Высоцкого, для его героев всегда существовали понятия: любовь, зло, доброта, честь, верность, и они неизменны, их невозможно приспособить в угоду кому бы то ни было. В мире Высоцкого действуют раз и навсегда определенные ценности: как пишет он в своей «Балладе о времени»:

И во веки веков, и во все времена,
Трус, предатель –  всегда презираем,
Враг есть враг, и война все равно есть война,
И темница тесна. И свобода одна –
И всегда на нее уповаем,
Время эти понятия не стерло, нужно только
Поднять верхний пласт …

Все творчество Высоцкого есть борьба, преодоление трудностей, препятствий, неблагоприятных обстоятельств, а иногда напротив – комфорт. Преодоление совершается ради сохранения или обретения своего лица, достоинства, любви, правды, ради приобщения к добру. Один из наиболее ярких примеров «преодоления» у Высоцкого – знаменитая «Охота на волков». Известно, что она во многом возникла как реакция поэта на серию злобных статей против него в центральной прессе.
Две основные темы сошлись в этом стихотворении: тема ограниченности свободы и ощущения предназначенности в жертву. То и другое состояния требуют преодоления. Это дает возможность познать себя, определить свое место. И это многократно повторяющееся преодоление становится судьбой самого поэта. Наиболее полно раскрываются возможности человека в экстремальной ситуации. Вот где испытание.

«Я очень много пишу песен от первого лица, - говорил на своих выступлениях Владимир Высоцкий, - и меня часто в письмах спрашивают, не воевал ли я, не плавал, не летал, не шофер ли. Но никто не догадается никогда спросить, не был ли я волком, лошадью, от имени которых я пою, или истребителем, или каким-нибудь кораблем. Просто у нас есть манера отождествлять персонажей, которых ты изображаешь на экране либо на сцене, или персонажей, от имени которых поешь песни, с тем, кто ты есть на самом деле.
И действительно, сотни песен Высоцкого, начиная с самых ранних, поражают обилием различных персонажей, темпераментов, характеров, судеб, и – отнюдь не всегда благополучных.

Незащищенным, одиноким чувствовал себя Высоцкий, став уже знаменитым актером.
Марина Влади в своей книге «Владимир, или прерванный полет», вышедшей в свет в 1989 году, с горечью пишет о том, как глубоко переживал он, что не признавали его как поэта,  о постоянных уколах самолюбия, обидах, всяческих запрещениях, которые приводили его в отчаяние.
Полное молчание на радиоволнах и на телевидении. Никогда твое имя не цитируется в прессе твоей страны, тогда как нет дома, где бы ни слушали Высоцкого … Эти постоянные несправедливости изматывают тебя, обижают до глубины души, твой успех у публики в театре, каким бы большим он ни был, не компенсирует в твоих глазах официальную непризнанность. Я часто удивляюсь этому, а ты горько мне в ответ: «Они не дают мне существовать, не хотят признавать меня, просто игнорируют …».

Была еще одна вдова
В толпе гудящей.
Любовь имеет все права
Быть настоящей.
Друзья, сватья и кумовья –
Не на черта ли?
А ей остались сыновья
С его чертами.

Любовь и женщины в жизни Владимира Высоцкого занимали отнюдь не последнее место. Людмила Абрамова – вторая жена Высоцкого, мать его сыновей. После его смерти, о Людмиле мало, что было известно, но самое главное, она была любима, и свидетельства тому – 32 письма, адресованных ей Высоцким.
Марина Влади – последняя любовь Высоцкого. Он говорил: «Я жив тобой…». И последние стихи он посвящал Марине.

У Высоцкого многие песни написаны в шуточной, комедийной, иронической форме: «Песенка о переселении душ», «Утренняя гимнастика», «Диалог у телевизора» и др.

В последние годы Высоцкий постоянно жил с чувством близкой смерти. И только физическим нездоровьем это чувство не объяснить. В стихах у Высоцкого появилось осознание того, что «судьбу не обойти на вираже». Кроме того, к середине 70-х годов один за другим уходят из жизни близкие друзья – Евгений Урбанский, Василий Шукшин, Леонид Энгибаров.

Мои друзья ушли сквозь решето,
Им всем досталось …
Естественною смертию – никто,
Все – противоестественно и рано.

И все-таки судьба была выбрана и тем самым в главном предопределена. И он спешил, хотел успеть сделать побольше.

Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее,
Умоляю вас, в скач не лететь!
Но что-то кони мне достались привередливые!
И дожить не успел, мне допеть не успеть …

Поэт все-равно успеет сделать главное – допеть, сказать современникам главное. И человек, и поэт Владимир Высоцкий успел сказать о главном своей поэзией, своей судьбой. Поэтому с такой уверенностью и прозвучало в одной из последних песен поэта:
Мне есть, что спеть,
Представ перед всевышнем,
Мне есть, чем оправдаться перед ним …

25 июля 1980 года поэта не стало. Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру – тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого – сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен. Его могила круглый год усыпана живыми цветами. Альпинисты называют его именем труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Его именем работники Крымской астрофизической обсерватории назвали молодую планету «ВладВысоцкий».
Высоцкому был дан счастливый талант жизни, особая ураганная энергия участия в ней. Этим дышат его сценические, экранные, поэтические создания. Этим они одаривают и нас.

Не много прошу взамен бессмертия:
Широкий тракт, да друга, да коня.
Прошу, покорно голову склоня,
В тот день, когда отпустите меня,
Не плачьте вслед, во имя милосердия!
 Автор сценария Елена Мяхкова

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...