На календаре зима, за окошком - хмурая осень, в душе весна. А все потому, что любовь!!!
Подбирая материал для мероприятия ко Дню Святого Валентина, не смогла обойти вниманием ставшую уже классикой "Балладу о прокуренном вагоне". Все знают и любят это пронзительное стихотворение, и наверняка знакомы с историей его создания, и все-таки...
Автор "Баллады о прокуренном вагоне"Александр
Сергеевич Кочетков (1900- 1953). Человек, в жизни которого была настоящая Любовь, а иначе как могли появится такие стихи.
Вот что пишет о нем поэт и переводчик, современник Александра Сергеевича, Лев Озеров: "Он - ровесник нашего века. Окончив Лосиноостровскую гимназию в 1917 году, он поступил на филологический факультет МГУ. Писать Кочетков начал рано - с 14 лет.
За сочинениями Кочеткова возникает их творец - человек большой доброты и честности. Он обладал даром сострадания к чужой беде. Постоянно опекал старух и кошек. "Чудак этакий!" - скажут иные. Но он был художником во всем. Деньги у него не водились, а если и появлялись, то немедленно перекочевывали под подушки больных, в пустые кошельки нуждающихся.
Он был беспомощен в отношении устройства судьбы своих сочинений. Стеснялся относить их в редакцию. А если и относил, то стеснялся приходить за ответом. Боялся грубости и бестактности.
У него были длинные, зачесанные назад волосы. Он был легок в движениях; сами движения эти выдавали характер человека, действия которого направлялись внутренней пластикой. У него была походка, какую сейчас редко встретишь: мелодична, предупредительна, в ней чувствовалось что-то очень давнее. У него была трость, и носил он ее галантно, по-светски, чувствовался прошлый век, да и сама трость, казалось, была давняя, времен Грибоедова.
Он был приветлив и дружелюбен. Даже в состоянии недуга, недосыпа, нужды, даже в пору законной обиды на невнимание редакций и издательств Александр Сергеевич делал все для того, чтобы его собеседнику или спутнику это состояние не передавалось, чтобы ему было легко."
История появления
"Баллады" прекрасно описана в записках любимой жены поэта Нины Григорьевны Прозрителевой:
"Лето 1932 года мы проводили в Ставрополе у моего отца. Осенью Александр
Сергеевич уезжал раньше, я должна была приехать в Москву позднее. Билет был уже
куплен - Ставропольская ветка до станции Кавказской, там на прямой поезд
Сочи-Москва. Расставаться было трудно, и мы оттягивали как могли. Накануне отъезда решили продать билет и хоть на три дня отсрочить отъезд. Эти же дни -
подарок судьбы - переживать как сплошной праздник.
Кончилась отсрочка, ехать было необходимо. Опять
куплен билет, и Александр Сергеевич уехал. Письмо от него со станции Кавказской
иллюстрирует настроение, в каком он ехал. (В этом письме есть выражение
"полугрущу, полусплю". В стихотворении - "полуплакал,
полуспал").
В Москве, у друзей, которых он извещал о первом дне
приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали
погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции
Москва-товарная. Погибли знакомые, возвращавшиеся из сочинского санатория.
Александр Сергеевич избежал гибели потому, что продал билет на этот поезд и
задержался в Ставрополе.
В первом же письме, которое я получила от
Александра Сергеевича из Москвы, было стихотворение "Вагон"
("Баллада о прокуренном вагоне")..."
И вновь Лев Озеров: "Иногда о поэте читатель и слушатель узнают по одному стихотворению, которое - случайно или не случайно - ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала "Баллада о прокуренном вагоне". Прекрасное стихотворение. Редкая удача. К счастью, оно далеко не единственное:
Чеканка ночи стала резче.
Сместился вверх воздушный
пласт,
И загудело все, и вещи
Запели - кто во что горазд
-
Из-за реки, ветлой
грачиной,
В корону мартовскую хвой...
А здесь, под кровлей,
домовой
Зачиркал, зашуршал лучиной.
Шесток, заслонкой дребезжа,
Заплакал песенку дождя.
Подсвечник протянулся выше,
Колыша радужным крылом.
Смолой закапал ветхий дом,
Гроза рассыпалась по крыше
-
И звезды свежие зажглись.
Моя далекая, проснись!
Сместилась к небу зыбь
дневная.
Неудержимо и светло
Лечу в незримое жерло,
К тебе желанье простирая.
Какую бурю нанесло,
Сквозь поры, клеточки и
щели,
В твое жилье, к твоей
постели,
К твоей душе!
Еще сквозь сон,
Скажи с улыбкой: это - он
Послал крылатого предтечу
Весны, творимой вдалеке...
И окна распахни - навстречу
Моей кочующей тоске!
***
Жила. И крови не было
заметно
Снаружи. Наклонившись, я
сперва
Не разглядел, как страшно
искалечен
Несчастный зверь. Лишь
увидав глаза,
Похолодел от ужаса. (Слепит
Сиянье боли.) Диким
напряженьем
Передних лап страдалица
тащила
Раздробленное туловище,
силясь
Отнять его у смерти. Из
плаща
Носилки сделал я. Почти
котенок,
Облезлая, вся в струпьях...
На диване
Она беззвучно мучилась. А я
Метался и стонал. Мне было
нечем
Ее убить. И потому слегка,
От нежности бессильной чуть
не плача,
Я к жаркому затылку
прикоснулся
И почесал за ушками. Глаза
Слепящие раскрылись
изумленно,
И (Господи! забуду ли
когда?)
Звереныш замурлыкал.
Неумело,
Пронзительно и хрипло.
Замурлыкал
Впервые в жизни. И,
рванувшись к ласке,
Забился в агонии.
Иногда
Мне кажется завидной эта
смерть.
Немає коментарів:
Дописати коментар