01 листопада 2012

Вселенная Марины Цветаевой


Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Так о своем дне рождении писала Марина Ивановна Цветаева. Она родилась 8 октября 1892 года, родилась «нежеланной». Мать – Мария Александровна Мейн – ждала сына, которого мечтала назвать Александром. Отношение к матери было похоже на романтическое обожание. Марина с детства ощущала тоску матери, ведь та вышла замуж не по любви. Иван Владимирович Цветаев, отец Марины, уже в 29 лет был профессором Московского университета. Мама Марины Цветаевой была известной пианисткой. И конечно же хотела, чтобы дочь пошла по ее стопам. Однако, в своем дневнике она  записывает: «Четырехлетняя моя Муся (так звали Марину в семье) ходит вокруг меня и складывает слова-рифмы – может быть, будет поэтом».


Марина, росла как дубок, была нравственно непримирима в вопросах бытия, но хрупка, беззащитна в столкновении с бытом, и подлостями ХХ века. 

Жизненный путь ее необычен, судьба – трагична. Но она никогда не сомневалась в самом главном – в своем творчестве и особенно в поэзии. Сама она скажет о себе: «Стихи пишу с шести лет – печатаю  с шестнадцати».

Первые стихи Цветаевой «Вечерний альбом» вышли в 1910 г. и были приняты читателями как стихи настоящего поэта.

С детства она была погружена в атмосферу Пушкина, в юности открыв для себя Гетте и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь».

На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к другим «Теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям и друзьям.

Как поэт и личность она развивалась стремительно, и уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно-отроческих стихов, была другой.

За это время перепробовала разные маски, разные голоса и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки – все эти «примерки» оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи.

Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья, она пронесла любовь к Родине, к русскому слову, к русской истории.

В одном из ее стихотворений «Генералам 1812 года» - речь идет о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых погибли в бою.

Это стихотворение также посвящено мужу Марины – Сергею Яковлевичу Эфрону.

Замуж Марина вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергей – на год младше), сначала была безоблачной, но не долго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Писала я на аспидной доске
Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.

В начале совместной жизни Цветаева сказала: «Только при нем я могу жить, так, как живу: совершенно свободно». Он, Сергей Эфрон, был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особенность, непохожесть на всех других.

А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина «всю жизнь напролет пролюбила не тех …».

Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека – вот причины частых и горьких разочарований.

Послушайте стихотворение «Под лаской плюшевого пледа», оно, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Цветаевой, так называемая «Песнь к любимому».



В сентябре 1912 года родилась у Марины дочь Аля – Ариадна Эфрон. Это было самое счастливое время: Марина писала стихи, любила, просто жила.
Девочка! – Царица бала!
Или схимница, - бог весть!
Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежна росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!

Вскоре выходит в свет ее новый сборник стихов «Волшебный фонарь». Цветаева крепнет как поэт, поднимается во весь рост и встает рядом с Волошиным, Гумелевым и др.

В 1913 году Марина создает стихотворение, которое станет своеобразным памятником.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Вряд ли найдется человек, который не слышал этих удивительных строк. А как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны они в 1915 году.
А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении. Жалость, боль и печаль переполняли сердце поэтессы.

Сергей Эфрон, муж Цветаевой, выбирает путь воина – белогвардейца, затем с остатками Добровольческой армии, эмигрировал за границу. Несколько лет от него не было никаких известий.

Почти 3 года жила Марина в голодной красной Москве (а ведь она – жена белогвардейца). Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у нее остались две дочери: Ариадна – старшая и Ирина – 3-х лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты, всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у всех … Она была слишком неумела в быту.
Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время, Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала от туда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20- го потеряла маленькую Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
 «Две руки»
     Две руки, легко опущенные
     На младенческую голову!
     Были - по одной на каждую -
     Две головки мне дарованы.

     Но обеими - зажатыми -
     Яростными - как могла! -
     Старшую у тьмы выхватывая -
     Младшей не уберегла.

     Две руки - ласкать - разглаживать
     Нежные головки пышные.
     Две руки - и вот одна из них
     За ночь оказалась лишняя.

     Светлая - на шейке тоненькой -
     Одуванчик на стебле!
     Мной еще совсем непонято,
     Что дитя мое в земле.

Таковы были ее хождения по мукам. «Жизнь, где мы так мало можем …», - писала Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях! Как не удивительно, никогда еще не писала она так вдохновенно, напряженно и разнообразно. Из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая мелодика. Читать ее стихи и поэмы между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует встречной работы мысли. Ее стихи как звуки бьющегося сердца, я имею в виду физическое сердцебиение.

Стихотворение «Пригвождена»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина получила «благую весть» о том, что муж ее, Сергей, жив. Не раздумывая, она тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было конца: семья, наконец-то воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын – Георгий. Но и это счастье было не долгим.
Нищета, унижения, бесправие окружили поэта со всех сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она могла сводить концы с концами. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке», - вспоминала Марина. У Сергея заработки – случайные. Найти же постоянную работу – невозможно – Франция охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде всего, в русской душе.


Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины Цветаевой. Началась Великая Отечественная война. Рядом нет друзей, нет жилья, работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре 1941 года. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только в феврале 1955 года.  Марина Цветаева вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а затем – в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном, находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна ездила туда, получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 г


«… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше … Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк … Я не хочу умереть. Я хочу нежить …»
Умерла Марина 31 августа 1941 года в Елабуге, в грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном.
Повезли прямо из больничного морга в казенном гробу, повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору,  где темнели сосны. Кто провожал ее в последний путь? Кто шел за гробом? Ни все ли равно?... Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств. Одиночество последнее и крайнее … Могила затеряна.

Мне кажется, Марина Цветаева, из тех поэтов, которые рождаются не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить …
Автор - Елена Мяхкова

Немає коментарів:

Дописати коментар