Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Так о своем дне рождении писала Марина Ивановна
Цветаева. Она родилась 8 октября 1892 года, родилась «нежеланной». Мать – Мария
Александровна Мейн – ждала сына, которого мечтала назвать Александром.
Отношение к матери было похоже на романтическое обожание. Марина с детства
ощущала тоску матери, ведь та вышла замуж не по любви. Иван Владимирович
Цветаев, отец Марины, уже в 29 лет был профессором Московского университета.
Мама Марины Цветаевой была известной пианисткой. И конечно же хотела, чтобы
дочь пошла по ее стопам. Однако, в своем дневнике она записывает: «Четырехлетняя моя Муся (так
звали Марину в семье) ходит вокруг меня и складывает слова-рифмы – может быть,
будет поэтом».
Марина, росла как дубок, была нравственно непримирима
в вопросах бытия, но хрупка, беззащитна в столкновении с бытом, и подлостями ХХ
века.
Жизненный путь ее необычен, судьба – трагична. Но она
никогда не сомневалась в самом главном – в своем творчестве и особенно в
поэзии. Сама она скажет о себе: «Стихи пишу с шести лет – печатаю с шестнадцати».
Первые стихи Цветаевой «Вечерний альбом» вышли в 1910 г . и были приняты
читателями как стихи настоящего поэта.
С детства она была погружена в атмосферу Пушкина, в
юности открыв для себя Гетте и немецких романтиков, очень любила и прекрасно
знала Державина, Некрасова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный
жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь».
На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел
душевный и творческий костер любви к другим «Теням минувшего», к «святому
ремеслу поэта», к природе, к живущим людям и друзьям.
Как поэт и личность она развивалась стремительно, и
уже через какие-то год-два, прошедшие после первых наивно-отроческих стихов,
была другой.
За это время перепробовала разные маски, разные голоса
и темы. Успела побывать в образах грешницы, куртизанки, цыганки – все эти
«примерки» оставили в ее творчестве прекрасные и яркие стихи.
Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья,
она пронесла любовь к Родине, к русскому слову, к русской истории.
В одном из ее стихотворений «Генералам 1812 года» -
речь идет о братьях Тучковых, участниках Бородинского сражения, двое из которых
погибли в бою.
Это стихотворение также посвящено мужу Марины – Сергею
Яковлевичу Эфрону.
Замуж Марина вышла в январе 1912 года. Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось в ту пору 19, Сергей – на год младше), сначала была безоблачной, но не долго. И эти первые 5-6 лет были, вероятно, самыми счастливыми. Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.
Писала я на аспидной доске
Писала
я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду, и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим,
И, наконец, - чтоб всем было известно! -
Что ты любим! любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.
Как я хотела, чтобы каждый цвел
В веках со мной! под пальцами моими!
И как потом, склонивши лоб на стол,
Крест-накрест перечеркивала - имя...
Но ты, в руке продажного писца
Зажатое! ты, что мне сердце жалишь!
Непроданное мной! внутри кольца!
Ты - уцелеешь на скрижалях.
В начале совместной жизни Цветаева сказала: «Только
при нем я могу жить, так, как живу: совершенно свободно». Он, Сергей Эфрон, был
единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность,
противоречивость, особенность, непохожесть на всех других.
А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как
однажды сказала Марина «всю жизнь напролет пролюбила не тех …».
Ее доверчивость и неспособность вовремя понять
человека – вот причины частых и горьких разочарований.
Послушайте стихотворение «Под лаской плюшевого пледа»,
оно, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Цветаевой, так
называемая «Песнь к любимому».
В сентябре 1912 года родилась у Марины дочь Аля –
Ариадна Эфрон. Это было самое счастливое время: Марина писала стихи, любила,
просто жила.
Девочка! – Царица бала!
Или схимница, - бог весть!
Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: - Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежна росла, -
Девочку мою встречали
Ранние колокола!
Вскоре выходит в свет ее новый сборник стихов
«Волшебный фонарь». Цветаева крепнет как поэт, поднимается во весь рост и
встает рядом с Волошиным, Гумелевым и др.
В 1913 году Марина создает стихотворение, которое
станет своеобразным памятником.
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Вряд ли найдется человек, который не слышал этих
удивительных строк. А как свежо и современно звучат эти стихи, а ведь написаны
они в 1915 году.
А между тем был уже канун революции. Шла война, и ей
не виделось конца. Мир корчился в неисчислимых страданиях, позоре, унижении.
Жалость, боль и печаль переполняли сердце поэтессы.
Сергей Эфрон, муж Цветаевой, выбирает путь воина –
белогвардейца, затем с остатками Добровольческой армии, эмигрировал за границу.
Несколько лет от него не было никаких известий.
Почти 3 года жила Марина в голодной красной Москве (а
ведь она – жена белогвардейца). Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у
нее остались две дочери: Ариадна – старшая и Ирина – 3-х лет. Прокормиться было
очень трудно, но она билась, старалась, как могла: ездила с мешочками по
деревням менять вещи на сало и муку, стояла в очередях за пайковой селедкой,
таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки
менять вещи на продукты, всегда оканчивались не так, как бы надо, не так, как у
всех … Она была слишком неумела в быту.
Осенью 1919 года в самое тяжелое, голодное время,
Марина по совету знакомых отдала своих девочек в подмосковный приют, но вскоре
забрала от туда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 20- го потеряла маленькую
Иру, погибшую в приюте от голода и тоски.
«Две руки»
Две руки, легко опущенные
На младенческую голову!
Были - по одной на каждую -
Две головки мне дарованы.
Но обеими - зажатыми -
Яростными - как могла! -
Старшую у тьмы выхватывая -
Младшей не уберегла.
Две руки - ласкать - разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки - и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.
Светлая - на шейке тоненькой -
Одуванчик на стебле!
Мной еще совсем непонято,
Что дитя мое в земле.
Таковы были ее хождения по мукам. «Жизнь, где мы так
мало можем …», - писала Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях!
Как не удивительно, никогда еще не писала она так вдохновенно, напряженно и
разнообразно. Из ее стихов навсегда ушли прозрачность, легкость, певучая
мелодика. Читать ее стихи и поэмы между делом нельзя. Поэзия Цветаевой требует
встречной работы мысли. Ее стихи как звуки бьющегося сердца, я имею в виду
физическое сердцебиение.
Стихотворение «Пригвождена»
Пригвождена
к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.
Пересмотрите всё мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!
И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Наконец, свершилось чудо! В июле 1921 года Марина
получила «благую весть» о том, что муж ее, Сергей, жив. Не раздумывая, она
тотчас выезжает за границу вместе с дочерью Ариадной. Казалось, счастью не было
конца: семья, наконец-то воссоединилась, и в эмиграции родился долгожданный сын
– Георгий. Но и это счастье было не долгим.
Нищета, унижения, бесправие окружили поэта со всех
сторон, и лишь с помощью нескольких друзей, помогавших ей материально, она
могла сводить концы с концами. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю
семью из того, что удалось подобрать на рынке», - вспоминала Марина. У Сергея
заработки – случайные. Найти же постоянную работу – невозможно – Франция
охвачена безработицей. Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание,
что ее читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик, прежде
всего, в русской душе.
Мы подошли к самой трагической странице жизни Марины
Цветаевой. Началась Великая Отечественная война. Рядом нет друзей, нет жилья,
работы, нет семьи. Муж Сергей Эфрон был арестован, а потом расстрелян в октябре
1941 года. Дочь Ариадна провела в лагерях 16 лет и будет реабилитирована только
в феврале 1955 года. Марина Цветаева
вместе с сыном эвакуировалась в составе писательской организации в Чистополь, а
затем – в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться
без работы. Надеясь получить что-нибудь в Чистополе, где, в основном,
находились эвакуированные московские литераторы, Марина Ивановна ездила туда,
получила согласие на прописку и оставила заявление: «В Совет Литфонда. Прошу
принять меня на работу в качестве судомойки в открывающуюся столовую Литфонда.
26 августа 1941 г .»
«… Я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня – всё меньше и меньше … Никто не видит, не знает, что я год ищу глазами – крюк … Я не хочу умереть. Я хочу нежить …»
Умерла Марина 31 августа 1941 года в Елабуге, в
грязных сенях деревенской убогой избы, где жила со своим сыном.
Повезли прямо из больничного морга в казенном гробу,
повезли по пыльной дороге туда вверх, в гору,
где темнели сосны. Кто провожал ее в последний путь? Кто шел за гробом?
Ни все ли равно?... Гроб: точка стечения всех человеческих одиночеств.
Одиночество последнее и крайнее … Могила затеряна.
Мне кажется, Марина Цветаева, из тех поэтов, которые
рождаются не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы жить …
Автор - Елена Мяхкова
Немає коментарів:
Дописати коментар