30 січня 2017

Вечные древности

27 января в Измаильской городской библиотеке им. И. Котляревского для студентов 2 курса ИТЭП состоялся видеочас "Феномен украинской культуры". Библиотекарь читального зала Оксана Ульянова провела познавательную викторину "Памятники украинской культуры", презентовала книжную выставку "Вечная древность". Также ребятам продемонстрировали научно-популярные фильмы о трепольцах- неолитической культуре, проживавших на территории современной Украины, Молдавии и Румынии в 4-3 тыс. до н.э. И о скифах - ираноязычных племенах, живших в 7 -3 вв. до н.э. на территории Северного Причерноморья.

Трипольская культура

Трипольская культура — археологическая культура, названная по месту открытия у села Триполье недалеко от Киева. Была распространена в эпоху энеолита на территории Украины на запад от Днепра и в Молдавии, а также в восточной Румынии, где её называют культурой Кукутени (Кукутень).

Происхождение Трипольской культуры не определено; в основе — неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Бонн, Кереш, линейно-ленточной керамики и буго-днестровской культуры.

Первые поселения этой археологической культуры, были открыты Викентием Хвойкой в конце ХІХ века возле села Триполье, Киевской губернии, от чего и произошло название.

Основные отрасли хозяйства — земледелие и скотоводство. Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена существования этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в местах её распространения.

Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жили общины, состоявшие из нескольких семей.

Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству орнамента, отделки и росписи.

На смену трипольцам пришли индоевропейские народы Ямной культуры.

От Триполья начинаются три линии древних валов, так называемых „Змиевых валов”, которые тянутся по обоим берегам Стугны и по течению Красной на значительное расстояние к северо-западу и западу.

Скифы
В VII в. до н.э. в причерноморских степях появились ираноязычные племена скифов, которые превосходили киммерийцев численностью, военной организацией и единством. Собственное название этих племен - сколоты, расселялись они между реками Дон и Дунай. Образованное ими государство получило название Великая Скифия и просуществовало до III в. др н.э.

Посетивший Северное Причерноморье Геродот в своей «Истории» в V в. до н.э. утверждал, что скифы делились на царских скифов, скифов-кочевников (степные районы на восток от Днепра), скифов-земледельцев (лесостепная зона Поднепровья), скифов-пахарей (между Днепром и Днестром). Царские скифы жили в Приазовье и степном Крыму, господствовали над всеми другими скифскими племенами. Главным занятием кочевых скифов было скотоводство и грабительские военные походы. Лесостепные племена занимались орным земледелием - сеяли пшеницу, ячмень, рожь. Помимо этого разводили домашних животных и выращивали сады. Свои поселения размещали на высоких, удобных для обороны холмах. Городище окружали высокими земляными валами и глубокими рвами. Среди ремесел были распространены кузнечное, бронзолитейное, гончарство, ткачество. Скифы активно торговали с греческими городами Северного Причерноморья, в обмен на зерно, мех, воск, мед и рабов скифы получали вино, оружие, предметы роскоши.

Скифы постоянно воевали. Наиболее известна их война с персидским царем Дарием (513г. до н.э.), которая прославила их как непобедимых воинов. Ударную силу скифского войска составляла конница. Каждый взрослый скиф был конным воином, вооружение которого состояло из лука, железного меча, копья, боевого топора и дротика. Голову защищал круглый шлем, тело - панцирь и круглый щит. Для поддержания боевого духа и воспитания ненависти к врагу существовали жестокие обычаи: скифский воин пил кровь первого убитого врага, снимали скальпы: каждый сотый пленник приносился в жертву богу войны; того, кто не убил ни одного врага, не допускали к праздничному столу. Скифы были безжалостны к врагам, а более всего ценили дружбу. У скифов существовал культ предков. Это видно из обряда погребения царей, описанного Геродотом, и из обследованных скифских курганов: Солоха, Гайманова могила (Запорожская область), Чертомлык и Толстая могила на Днепропетровщине.

Наибольшего расцвета Скифия достигла в IV в. до н.э., во время правления царя Атея, власть которого распространялась на огромные территории от Дона до Дуная. Началось скифское завоевание Балкан. Могущество Скифии было подорвано после поражения Македонии в 339 г. до н.э..

III в. до н.э. - период упадка скифского государства. Под ударами сарматов владения скифов сокращаются. Им удалось удержать полосу Нижнего Поднепровья и Степной Крым (Малая Скифия, столица Неаполь). Малая Скифия сохраняет политическое единство и военную активность, и прекращает свое существование только в Шв. н.э.

Немає коментарів:

Дописати коментар