Более четырех столетий отделяют нас от того времени, когда жил и творил великий Вильям Шекспир. Многие гениальные драматурги создали после него изумительные драмы, комедии, но равных ему в этой области назвать невозможно.
Правды о нем не знает никто, есть лишь легенды, мнения немного документов и его великие произведения. Он признан одним из величайших писателей мира, но споры о том, кто действительно скрывается за именем Вильям Шекспир, не утихают до сих пор.
Сегодня вновь распахнул свои двери для читателей Ретро видео салон «Забыть невозможно». «Загадки Шекспира» - так называется мероприятие, с которым познакомились учащиеся 10 класса ОШ №2. Автор и ведущая – заведующая абонементом Валентина Клименко.
26 апреля 1564г. в приходской книге английского города Стратфорда была сделана запись о крещении младенца мужского пола. Т. о. была определена дата рождения - 23 апреля, т. к. в то время младенцев крестили обычно на третий день. Его мать была дочерью фермера, а отец – зажиточным торговцем, ставшим даже городским мэром. Скорее всего, Шекспир учился в местной школе, но документ о ее окончании не был обнаружен. Чем занимался Шекспир после школы остается неизвестным.
Следующая документальная запись относится к 27 ноября 1582 г., когда 18 лет отроду Шекспир женился на дочери соседского помещика Энн Хэтуэй, которая была старше его на 8 лет. От этого брака родилось трое детей: дочь Сюзанна и близнецы Гамнет и Джудит.
Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Но вначале 90-х годов этот зрелый, обремененный семьёй человек покинул захолустный Стратфорд и присоединился к лондонским комедиантам, которые в то время считались чуть ли не париями. Играя на сцене второстепенные роли, перелицовывая старые и творя собственные пьесы, Шекспир сумел выделиться в столичной театральной среде.
Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина "На грош ума, купленного за миллион раскаяния", где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числится одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера».
В 1598 году старый театр на окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, был разобран. Из его бревен соорудили театр «Глобус» на северном берегу Темзы и Вильям стал одним из его акционеров. Своё название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.
К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание — джентльмен. Популярность его пьес росла, но драма в те времена считалась низким жанром, подобно современным комиксам, и не давала их автору ни почета, ни уважения.
Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три периода.
I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)
Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два Веронца», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»
Тема почти всех комедий Шекспира — любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим. Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.
В этот же период Шекспир пишет две трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Сюжет «Ромео и Джульетты» во все времена был интересен и для постановщиков и для актеров. Эта трагедия не сходит со сцены вот уже более 400 лет. Сегодня кинорежиссеры переносят сюжет трагедии в современное время, но наиболее успешной киноверсией Ромео и Джульетты уже многие годы, остается экранизация Франко Дзеффирелли (1968 г.) Фильм получил признание, более чем любая из предыдущих экранизаций Шекспира, невзирая на то, что Шекспир самый экранизируемый драматург в истории.
II период (1601-1607 гг.) считается трагическим периодом творчества Шекспира. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества и создает свои бессмертные произведения: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».
В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.
III период (1608-1612 гг.) считается романтическим периодом творчества Шекспира.
Произведения последнего периода его творчества: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».
Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии.
Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы.
Театр XVI в. имел свои особенности - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации.
Современное здание театра «Глобус», воссозданное в 1997 году, находится на расстоянии около 205 метров от первоначального месторасположения театра. Над входом – знаменитая фраза Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…» В архитектуре «Глобуса» есть некое волшебство, аккумулирующее энергию, которая постоянно заряжает публику. Само пространство «Глобуса» помогает передать пульс шекспировских пьес, именно этот театр и призван ставить трагедии-комедии Шекспира как «новые тексты», словно их не играли 400 лет.
Спектакли «Глобуса» собирают каждый вечер около 3 тысяч зрителей. Как правило, много туристов, однако и местные ценители патриотично преданы театральной колыбели великого барда.
Более 20 сонетов посвятил Шекспир смуглой даме. И, как ни тщательно был разработан этот жанр, его сонеты, пронизанные накалом подлинной страсти и реализмом, звучали по-новому. Любимая, воспетая поэтом, - не традиционное создание, сотканное из лазури, золота и роз, а живая, обыкновенная женщина.
Кто она, смуглая леди шекспировских сонетов? До последнего времени, несмотря на тщательные поиски, имя её оставалось загадкой. И лишь в начале 70-х годов ХХ века были найдены материалы весьма убедительно доказывающие, что речь идет об Эмилии Бассано, дочери придворного музыканта-итальянца. Судя по сонетам, она стояла выше Шекспира на общественной лестнице. И была непостоянна. Очевидно, поэтому тема измены проходит через многие стихи. Но есть и другие версии относительно того, кто был прообразом «смуглой леди». В истории того периода есть пара, хорошо подходящая на роль белокурого юноши и смуглой леди: Уильям Герберт, лорд Пембрук и придворная дама королевы Елизаветы Мэри Фиттон. Их роман действительно имел место и в свое время скандализировал аристократическое общество.
Кандидатуры можно перебирать бесконечно, ведь фантазия исследователей не ограничена никакими инициалами. Но, в конце концов, так ли уж важно, кто был прообразом героини сонетов, содержание сонетов Шекспира не исчерпывается горькой повестью о любви, дружбе и измене.
Около 1612 года Шекспир снова претерпел странную метаморфозу, он вернулся на родину к жизни провинциального обывателя. Все дошедшие до нас документы представляют Шекспира как скаредного и склочного ростовщика за мелкие долги таскавшего по судам соседей. С другой стороны, этот человек обладал гигантским словарным запасом, в несколько раз превышавшем лексикон обычного человека того времени. Он должен был знать английский, французский, итальянский, латынь, греческий, ориентироваться в истории, т. е. обладать широчайшей эрудицией для человека эпохи Ренессанса. Естественно всему этому он не мог научиться в начальной школе Сратфорда. Вопрос об авторстве произведений Шекспира впервые возник в 1785 г., когда Джеймс Уилмот сделал предположение, о том, что Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал, когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира. Нашлось лишь несколько юридических документов с шестью подписями Шекспира, оставленными едва ли привычной к перу рукой, и ни одного документа подтверждающего его литературную деятельность. Свои выводы Джеймс Уилмот не опубликовал.
В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов, во главе которого был Фрэнсис Бэкон. Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет, изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия. Свою теорию она изложила в 1857 г. в обширной монографии «Раскрытая философия пьес Шекспира».
Так начинается образовываться т.н. «антистратфордианское» движение, отвергающее авторство Уильяма Шекспира из Стратфорда. К «антистратфордианскому» движению присоединяются такие выдающиеся личности, как Марк Твен и Зигмунд Фрейд, которые также сомневались в существовании Шекспира.
Круг кандидатов на авторство произведений Шекспира становился все больше и больше - граф Дерби, граф Эссекс, королева Елизавета, Кристофер Марло, граф Оксфорд и граф Рэтленд. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.
Есть много необъяснимых фактов, которые заставляют усомниться в том, что именно Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне является настоящим Шекспиром. В четырех сохранившихся документах найдено шесть подписей, сделанных рукой, возможно, самого Уильяма Шекспира. Его имя можно разобрать лишь отчасти, и пишется оно не всегда одинаково. По мнению ряда специалистов, за Шекспира могли расписываться юристы, а это, в свою очередь, вызывает у кого-то деликатный вопрос: был ли Уильям Шекспир грамотным? Не существует ни единой рукописи, написанной его рукой. Его дочь Сюзанна могла написать собственное имя, однако нельзя доказать, что этим ее умение писать не ограничивалось. Другая дочь Шекспира, Джудит, которая была особенно дорога отцу, вместо подписи ставила знак. Она была неграмотной. Никто не знает, почему Шекспир так и не дал своим детям возможности пользоваться теми неизмеримыми благами, которые приносит литература.
Чем же в первую очередь объясняются сомнения в авторстве Шекспира? Как замечается во «Всемирной энциклопедии», люди «отказывались верить, что эти пьесы написаны актером из Стратфорда. Незнатное, провинциальное происхождение Шекспира никак не вяжется с их гениальностью». И еще сказано, что почти все другие претенденты на авторство «принадлежали к аристократии или высшему свету».
То есть, по мнению многих сомневающихся в принадлежности пьес Шекспиру, их мог написать «лишь образованный, умнейший человек высокого социального положения». Но все признанные шекспироведы считают, что пьесы написаны именно Шекспиром.
Разрешится ли этот спор в ближайшее время? Вряд ли. Если не появятся новые доказательства в виде подлинных рукописей или же фактов, восстанавливающих картину недостающих лет, Вильям Шекспир, «непревзойденный гений слова», так и останется притягательной загадкой.
Почувствовав приближение смерти, Вильям Шекспир позвал нотариуса, который составил завещание, сохранившееся до наших дней. В нем нет никакого намека на литературную деятельность Шекспира, в нем только расписаны вилки, ложки и проценты. Все, что принадлежало Шекспиру, аккуратно перечислено в трехстраничном завещании, однако никаких книг или рукописей в списке нет. Достались ли они в наследство старшей дочери драматурга Сюзанне? В таком случае их распределили бы между собой ее потомки. В XVIII веке один церковник, заинтригованный этой загадкой, проверил все частные библиотеки в радиусе 70 километров от Стратфорда и не нашел ни единого тома, принадлежавшего Шекспиру.
С рукописями пьес дело обстоит еще сложнее, ведь, насколько известно, не осталось ни одного подлинника. 36 пьес были напечатаны в «Первом фолианте» в 1623 году, через семь лет после смерти Шекспира. Работы были собраны друзьями и деловыми партнерами Шекспира. Было издано приблизительно 750 копий. По данным исследователей, сейчас в частных коллекциях, библиотеках и музеях мира сохранилось чуть более 20 экземпляров первого тиража. Многие пьесы были изданы впервые в «Первом Фолианте», однако, у сборника есть еще одна интересная особенность – некоторым пьесам изменили или удалили общеизвестные сюжетные линии, чтобы соответствовать книге, и у каждой копии есть множество типографских ошибок. Сегодня можно найти в интернете бесплатные цифровые версии «Первого Фолианта». Однако редкость оригинальных выпусков, объединенных с репутацией Шекспира, делает их самыми ценными из редких книг в мире. В 2006 году одна из копий была продана с аукциона Сотбис примерно за 4,2 млн. долларов.
После смерти гения никто в Англии не написал ни одной прощальной элегии, как это было принято в те времена. Единственным документом, фиксирующим дату смерти, служит запись в приходской книге: 25 апреля 1616 года погребен Уилл Шекспир. Почитатели его таланта приезжают со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира. Кем он был, мы, наверное, никогда точно не узнаем и до конца не поймем. Но сам великий Уилл писал: «Жизнь человеческая – это ткань из хороших и дурных ниток».
Шекспир похоронен у алтаря церкви святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Он был удостоен такой чести не потому, что был великим драматургом, но из-за того, что он уплатил десятину в размере £440 (довольно большая сумма в то время).
Памятник на стене недалеко от могилы, скорее всего размещённый членами его семьи, представляет собой бюст, изображающий Шекспира в процессе письма. Каждый год, в день рождения Шекспира гусиное перо в его руке меняют на новое.
Считается, что Шекспир является автором эпитафии, написанной на его собственной могиле:
Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Не тронувший – блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.
Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара, а актеры считают для себя экзаменом сыграть шекспировский спектакль. Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения. О великих людях всегда интересно спорить, открывая новые факты их жизни. Так было и так будет всегда… А мы всегда будем помнить тех, кого забыть невозможно.
Правды о нем не знает никто, есть лишь легенды, мнения немного документов и его великие произведения. Он признан одним из величайших писателей мира, но споры о том, кто действительно скрывается за именем Вильям Шекспир, не утихают до сих пор.
Сегодня вновь распахнул свои двери для читателей Ретро видео салон «Забыть невозможно». «Загадки Шекспира» - так называется мероприятие, с которым познакомились учащиеся 10 класса ОШ №2. Автор и ведущая – заведующая абонементом Валентина Клименко.
26 апреля 1564г. в приходской книге английского города Стратфорда была сделана запись о крещении младенца мужского пола. Т. о. была определена дата рождения - 23 апреля, т. к. в то время младенцев крестили обычно на третий день. Его мать была дочерью фермера, а отец – зажиточным торговцем, ставшим даже городским мэром. Скорее всего, Шекспир учился в местной школе, но документ о ее окончании не был обнаружен. Чем занимался Шекспир после школы остается неизвестным.
Следующая документальная запись относится к 27 ноября 1582 г., когда 18 лет отроду Шекспир женился на дочери соседского помещика Энн Хэтуэй, которая была старше его на 8 лет. От этого брака родилось трое детей: дочь Сюзанна и близнецы Гамнет и Джудит.
Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Но вначале 90-х годов этот зрелый, обремененный семьёй человек покинул захолустный Стратфорд и присоединился к лондонским комедиантам, которые в то время считались чуть ли не париями. Играя на сцене второстепенные роли, перелицовывая старые и творя собственные пьесы, Шекспир сумел выделиться в столичной театральной среде.
Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина "На грош ума, купленного за миллион раскаяния", где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числится одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера».
Автор и ведущая – заведующая абонементом Валентина Клименко. |
К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание — джентльмен. Популярность его пьес росла, но драма в те времена считалась низким жанром, подобно современным комиксам, и не давала их автору ни почета, ни уважения.
Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три периода.
I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)
Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два Веронца», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»
Учащиеся 10 класса ОШ №2 |
В этот же период Шекспир пишет две трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Сюжет «Ромео и Джульетты» во все времена был интересен и для постановщиков и для актеров. Эта трагедия не сходит со сцены вот уже более 400 лет. Сегодня кинорежиссеры переносят сюжет трагедии в современное время, но наиболее успешной киноверсией Ромео и Джульетты уже многие годы, остается экранизация Франко Дзеффирелли (1968 г.) Фильм получил признание, более чем любая из предыдущих экранизаций Шекспира, невзирая на то, что Шекспир самый экранизируемый драматург в истории.
II период (1601-1607 гг.) считается трагическим периодом творчества Шекспира. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества и создает свои бессмертные произведения: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».
В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.
III период (1608-1612 гг.) считается романтическим периодом творчества Шекспира.
Произведения последнего периода его творчества: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».
Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии.
Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы.
Театр XVI в. имел свои особенности - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации.
Современное здание театра «Глобус», воссозданное в 1997 году, находится на расстоянии около 205 метров от первоначального месторасположения театра. Над входом – знаменитая фраза Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…» В архитектуре «Глобуса» есть некое волшебство, аккумулирующее энергию, которая постоянно заряжает публику. Само пространство «Глобуса» помогает передать пульс шекспировских пьес, именно этот театр и призван ставить трагедии-комедии Шекспира как «новые тексты», словно их не играли 400 лет.
Спектакли «Глобуса» собирают каждый вечер около 3 тысяч зрителей. Как правило, много туристов, однако и местные ценители патриотично преданы театральной колыбели великого барда.
Более 20 сонетов посвятил Шекспир смуглой даме. И, как ни тщательно был разработан этот жанр, его сонеты, пронизанные накалом подлинной страсти и реализмом, звучали по-новому. Любимая, воспетая поэтом, - не традиционное создание, сотканное из лазури, золота и роз, а живая, обыкновенная женщина.
Кто она, смуглая леди шекспировских сонетов? До последнего времени, несмотря на тщательные поиски, имя её оставалось загадкой. И лишь в начале 70-х годов ХХ века были найдены материалы весьма убедительно доказывающие, что речь идет об Эмилии Бассано, дочери придворного музыканта-итальянца. Судя по сонетам, она стояла выше Шекспира на общественной лестнице. И была непостоянна. Очевидно, поэтому тема измены проходит через многие стихи. Но есть и другие версии относительно того, кто был прообразом «смуглой леди». В истории того периода есть пара, хорошо подходящая на роль белокурого юноши и смуглой леди: Уильям Герберт, лорд Пембрук и придворная дама королевы Елизаветы Мэри Фиттон. Их роман действительно имел место и в свое время скандализировал аристократическое общество.
Кандидатуры можно перебирать бесконечно, ведь фантазия исследователей не ограничена никакими инициалами. Но, в конце концов, так ли уж важно, кто был прообразом героини сонетов, содержание сонетов Шекспира не исчерпывается горькой повестью о любви, дружбе и измене.
Сонеты Шекспира до сих пор остаются своеобразной энциклопедией чувств, философских загадок и ответов на них. Идеи гуманизма, круг проблем, поднятых в сонетах, - это поистине вечные ценности.
Около 1612 года Шекспир снова претерпел странную метаморфозу, он вернулся на родину к жизни провинциального обывателя. Все дошедшие до нас документы представляют Шекспира как скаредного и склочного ростовщика за мелкие долги таскавшего по судам соседей. С другой стороны, этот человек обладал гигантским словарным запасом, в несколько раз превышавшем лексикон обычного человека того времени. Он должен был знать английский, французский, итальянский, латынь, греческий, ориентироваться в истории, т. е. обладать широчайшей эрудицией для человека эпохи Ренессанса. Естественно всему этому он не мог научиться в начальной школе Сратфорда. Вопрос об авторстве произведений Шекспира впервые возник в 1785 г., когда Джеймс Уилмот сделал предположение, о том, что Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал, когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира. Нашлось лишь несколько юридических документов с шестью подписями Шекспира, оставленными едва ли привычной к перу рукой, и ни одного документа подтверждающего его литературную деятельность. Свои выводы Джеймс Уилмот не опубликовал.
В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов, во главе которого был Фрэнсис Бэкон. Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет, изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия. Свою теорию она изложила в 1857 г. в обширной монографии «Раскрытая философия пьес Шекспира».
Так начинается образовываться т.н. «антистратфордианское» движение, отвергающее авторство Уильяма Шекспира из Стратфорда. К «антистратфордианскому» движению присоединяются такие выдающиеся личности, как Марк Твен и Зигмунд Фрейд, которые также сомневались в существовании Шекспира.
Круг кандидатов на авторство произведений Шекспира становился все больше и больше - граф Дерби, граф Эссекс, королева Елизавета, Кристофер Марло, граф Оксфорд и граф Рэтленд. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.
Есть много необъяснимых фактов, которые заставляют усомниться в том, что именно Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне является настоящим Шекспиром. В четырех сохранившихся документах найдено шесть подписей, сделанных рукой, возможно, самого Уильяма Шекспира. Его имя можно разобрать лишь отчасти, и пишется оно не всегда одинаково. По мнению ряда специалистов, за Шекспира могли расписываться юристы, а это, в свою очередь, вызывает у кого-то деликатный вопрос: был ли Уильям Шекспир грамотным? Не существует ни единой рукописи, написанной его рукой. Его дочь Сюзанна могла написать собственное имя, однако нельзя доказать, что этим ее умение писать не ограничивалось. Другая дочь Шекспира, Джудит, которая была особенно дорога отцу, вместо подписи ставила знак. Она была неграмотной. Никто не знает, почему Шекспир так и не дал своим детям возможности пользоваться теми неизмеримыми благами, которые приносит литература.
Чем же в первую очередь объясняются сомнения в авторстве Шекспира? Как замечается во «Всемирной энциклопедии», люди «отказывались верить, что эти пьесы написаны актером из Стратфорда. Незнатное, провинциальное происхождение Шекспира никак не вяжется с их гениальностью». И еще сказано, что почти все другие претенденты на авторство «принадлежали к аристократии или высшему свету».
То есть, по мнению многих сомневающихся в принадлежности пьес Шекспиру, их мог написать «лишь образованный, умнейший человек высокого социального положения». Но все признанные шекспироведы считают, что пьесы написаны именно Шекспиром.
Разрешится ли этот спор в ближайшее время? Вряд ли. Если не появятся новые доказательства в виде подлинных рукописей или же фактов, восстанавливающих картину недостающих лет, Вильям Шекспир, «непревзойденный гений слова», так и останется притягательной загадкой.
Почувствовав приближение смерти, Вильям Шекспир позвал нотариуса, который составил завещание, сохранившееся до наших дней. В нем нет никакого намека на литературную деятельность Шекспира, в нем только расписаны вилки, ложки и проценты. Все, что принадлежало Шекспиру, аккуратно перечислено в трехстраничном завещании, однако никаких книг или рукописей в списке нет. Достались ли они в наследство старшей дочери драматурга Сюзанне? В таком случае их распределили бы между собой ее потомки. В XVIII веке один церковник, заинтригованный этой загадкой, проверил все частные библиотеки в радиусе 70 километров от Стратфорда и не нашел ни единого тома, принадлежавшего Шекспиру.
С рукописями пьес дело обстоит еще сложнее, ведь, насколько известно, не осталось ни одного подлинника. 36 пьес были напечатаны в «Первом фолианте» в 1623 году, через семь лет после смерти Шекспира. Работы были собраны друзьями и деловыми партнерами Шекспира. Было издано приблизительно 750 копий. По данным исследователей, сейчас в частных коллекциях, библиотеках и музеях мира сохранилось чуть более 20 экземпляров первого тиража. Многие пьесы были изданы впервые в «Первом Фолианте», однако, у сборника есть еще одна интересная особенность – некоторым пьесам изменили или удалили общеизвестные сюжетные линии, чтобы соответствовать книге, и у каждой копии есть множество типографских ошибок. Сегодня можно найти в интернете бесплатные цифровые версии «Первого Фолианта». Однако редкость оригинальных выпусков, объединенных с репутацией Шекспира, делает их самыми ценными из редких книг в мире. В 2006 году одна из копий была продана с аукциона Сотбис примерно за 4,2 млн. долларов.
После смерти гения никто в Англии не написал ни одной прощальной элегии, как это было принято в те времена. Единственным документом, фиксирующим дату смерти, служит запись в приходской книге: 25 апреля 1616 года погребен Уилл Шекспир. Почитатели его таланта приезжают со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира. Кем он был, мы, наверное, никогда точно не узнаем и до конца не поймем. Но сам великий Уилл писал: «Жизнь человеческая – это ткань из хороших и дурных ниток».
Шекспир похоронен у алтаря церкви святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Он был удостоен такой чести не потому, что был великим драматургом, но из-за того, что он уплатил десятину в размере £440 (довольно большая сумма в то время).
Памятник на стене недалеко от могилы, скорее всего размещённый членами его семьи, представляет собой бюст, изображающий Шекспира в процессе письма. Каждый год, в день рождения Шекспира гусиное перо в его руке меняют на новое.
Считается, что Шекспир является автором эпитафии, написанной на его собственной могиле:
Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землёй;
Не тронувший – блажен в веках,
И проклят — тронувший мой прах.
Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара, а актеры считают для себя экзаменом сыграть шекспировский спектакль. Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения. О великих людях всегда интересно спорить, открывая новые факты их жизни. Так было и так будет всегда… А мы всегда будем помнить тех, кого забыть невозможно.
Немає коментарів:
Дописати коментар